<< Предыдушая Следующая >>

ВЫВОДЫ

1. Сформулированы, обоснованы и верифицированы основные положения нового направления исследования специальных способностей (на примере способностей к химии), в рамках которого специальные способности рассматриваются как свойства ментальных структур, референтных определенной предметной области реальности. Раскрыты закономерности и механизмы формирования ментальных структур как психической основы специальных способностей.

2. Получены результаты, свидетельствующие, что развитие специальных способностей в онтогенезе реализуется как изменение организации ментальных структур: переход от глобального уровня, через базовый уровень к детализированному уровню, что соответствует правилам роста формирующейся структуры, константности зрелой структуры, формы упорядоченности структуры. Иными словами, увеличивается количество структурных уровней, на которых осуществляется ментальная репрезентация свойств и отношений действительности.

3. Специфические проявления общих и специальных (химических) способностей на разных этапах возрастного развития характеризуются наличием «интеллектуальных порогов»: «нижний интеллектуальный порог» освоения химии составляет 110 IQ (по тесту Векслера); порог расхождения общих и специальных химических способностей – 125-129 IQ; порог расхождения показателей интеллекта и креативности – 110 IQ; порог расхождения показателей вербальной и невербальной креативности – 130 IQ. Кроме того, в онтогенезе имеет место избирательное повышение чувствительности к специфическим свойствам объекта: в период раннего детства – к внешним свойствам вещества; в подростковый и юношеский периоды – к химическому процессу. В целом подростковый период является наиболее благоприятным для формирования концептуальных структур химии.


Важнейшим психологическим условием развития специальных способностей является формирование ментальных структур особого рода – концептуальных структур детализированного уровня обобщения, референтных соответствующей области предметной реальности.

4. Разработана и верифицирована система методик изучения и диагностики специальных способностей на основе показателей сформированности ментальных структур, лежащих в их основе: методики «Химическая память», «Химические дифференцировки», «Химический диктант», «Химическое кодирование», «GreatСhemist», «МИКОСС». Обоснована возможность использования теста Е. Торренса (невербальная батарея) как проективной методики в прикладных психодиагностических исследованиях химических способностей.

5. Обосновано существование специальных химических способностей на основе данных корреляционного, регрессионного, дисперсионного (ANOVA) и факторного анализов; сопоставления показателей интеллекта, креативности и продуктивности освоения химии (в группах испытуемых с разным уровнем успешности в химии); сопоставления показателей интеллекта и специальных химических способностей; результатов формирующего эксперимента; историко-психологической реконструкции возникновения и развития специальных химических способностей в культурогенезе.

6. Показано, что природа химии, как объекта деятельности, выдвигает определенные требования к индивидуальности субъекта, задавая: высокий уровень сенсорно-перцептивной чувствительности к структурным и содержательным характеристикам химической реальности («чувство вещества и химического процесса»); сформированность релевантных предметному материалу мыслительных действий и концептуальных структур («химическое мышление»); способность от внешне наблюдаемых характеристик вещества и его изменений переходить к рассмотрению его внутреннего строения и кодировать эту информацию при помощи химических знаков и символов («химический язык»); тонкая различительная чувствительность к характеристикам химического взаимодействия (таким, как вес, твердость, плотность, температура, консистенция и т.
д.) («химические руки»); избирательность и прочность памяти на химическую информацию («химическая память»); сформированность таких черт личности как ответственность, точность и аккуратность в делах, хороший самоконтроль; сангвинический и смешанный высоко-активный типы темперамента.

7. Выявлены и описаны особенности мышления, оперирующего предметным содержанием химии, его качественная специфика, а также сформированность релевантных предметному материалу мыслительных действий. Показано, что мыслительные операции опосредованы качественно-количественными отношениями химии. Чем точнее отражается химическая реальность, тем продуктивнее мышление химика.

8. В результате формирующего эксперимента разработана программа школьного обучения химии, построенная в соответствии с закономерностями развития ментальных структур репрезентации химических знаний (в первую очередь, концептуальных структур химии), играющих интегрирующую роль в организации интеллекта и личностных свойств. Данная программа позволяет быстро и прочно осваивать знания по предмету и ведет к развитию общих и специальных (химических) способностей.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "ВЫВОДЫ"
  1. ЛЕЧЕНИЕ
    выводящих путей. С позиций ’98 года можно достаточно аргументировано заявить, что почти все достижения последних лет, касающиеся лечения артериальной гипертензии и ожидания исследователей, относительно возможности первичной профилактики этого заболевания, связаны, прежде всего, с 2 классами веществ. Это хорошо всем известные ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента и новые соединения,
  2. КЛАССИФИКАЦИЯ
    вывод, что у большинства умерших непосредственно перед смертью имелись симптомы острой коронарной недостаточности, что позволяет расценить генез смерти как ишемический. С клинической точки зрения фибрилляция желудочков - это остановка сердца (как и при асистолии) с прекращением всех жизненно важных функций. С прекращением сердечной деятельности исчезают тоны сердца, не определяются пульс на
  3. ЛЕЧЕНИЕ
    выводятся с мочой, относят нитрофураны: фурадонин, нифу-рантин, неграм (налидиксовая кислота). При показаниях применят антибиотики, сульфаниламидные препараты: уросульфан, этазол и др. В последние годы в практику внедрены препараты, способствующие растворению уратных камней. Литолиз осуществляется благодаря использованию буферных смесей лимонной кислоты, цитрата натрия и трехзамещенного
  4. ХРОНИЧЕСКИЙ ПИЕЛОНЕФРИТ
    выводят среднюю величину из трех порций. Оценку проводят также как и при пирогенном тесте. Есть еще один критерий оценки преднизолонового теста: он считается положительным, если после введения препарата с мочой выделяется более 400 000 лейкоцитов за час. Частым компонентом мочевого синдрома при хроническом пиелонефрите является микрогематурия. Появление эритроцитов может быть следствием
  5. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ
    выводящих путей не обнаружено. Однако обнаружение микрофлоры в желчи еще не является прямым доказательством ее участия в воспалительном процессе, во-первых, это может быть сопрофирующая в кишечнике флора, а во-вторых, у 20% больных холециститом высеять флору вовсе не удается, т.е. желчь остается стерильной. В развитии бескаменного холецистита, кроме бактериального фак-тора, определенную
  6. ХРОНИЧЕСКАЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
    выводят кальций, что дает возможность назначать их больным с мочекаменной болезнью, остеопорозом. Практически, все представители этой группы начинают действовать через 1-2 часа после приема, максимум действия через 4-6 часов, заканчивается через 10-12 часов. Выраженной зависимости мочегонного эффекта от дозы не наблюдается. Тиазидовые диуретики могут вызвать водно-электролитные расстройств
  7. ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ. ХРОНИЧЕСКОЕ ЛЕГОЧНОЕ СЕРДЦЕ.
    выводу из организма с мокротой токсических продуктов метаболизма микроорганизмов. Практически это осуществляется следующим образом: больному в положении сидя, гортанным шприцом, во время вдоха за корень языка впрыскивают 3-5 мл раствора. Критерием попадания его в трахею является появление кашля сразу после введения, обычно вводят 30-50 мл теплого физраствора или фурациллина. Процедура
  8. ХРОНИЧЕСКИЕ ГЕПАТИТЫ
    выводятся легкими и почками. Наличие в молекуле этанола 6 ионов водорода определяет основной путь его метаболизма – окисление. В обмене алкоголя в печени участвуют разные ферментные системы. Первый фермент, ускоряющий отщепление водорода от молекулы этанола - алкогодьдегидрогеназа. Эта система берет на себя основную нагрузку, разлагая до 80% спирта. Этанол при этом теряет ионы водорода и
  9. ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ
    вывод, согласно которому "больной как бы от рождения предрасположен к язвенной болезни в силу своей конституции". Это предположение сохраняет справедливость только для больных с дуоденальной локализацией язв. При язвенной болезни желудка достоверной связи между конституциональным типом и уровнем заболеваемости не выявлено. Значение наследственной предрасположенности в происхождении язвенной
  10. 2.2. НАРУШЕНИЯ ЛИПИДНОГО ОБМЕНА
    выводят их наружу, нарушая энтерогепатическую циркуляцию желчных кислот стимулируют синтез желчных кислот из эндогенного холестерина, что приводит к истощению запасов ХС в печени, повышению биосинтеза ХС, увеличению числа рецепторов к ЛПНП, увеличению скорости катаболизма ЛПНП. Показания - Па, Мб типы ГЛП, общая «чистая» гиперхолестеринемия, рефрактерная к диетическим мероприятиям,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011