<< Предыдушая Следующая >>

Выводы

Актуальная потребность в специалистах с личностным потенциалом эффективного предпринимателя требует кардинальной смены подходов и технологий подготовки студентов вуза. Формирование ЛГПД в вузе обеспечивается системным взаимодействием целевой, содержательной (психологическое содержание личностного новообразования и психологические механизмы его формирования у студентов), критериально-оценочной, функциональной и технологической составляющих.



2. Формирование ЛГПД будущего специалиста в период его обучения в вузе должно базироваться на концептуальной модели ЛГПД как системного личностного образования, интегрирующего различные (когнитивные, мотивационные, аффективные и поведенческие) структуры личности, синергетический эффект которых проявляется в мобилизации личностных ресурсов и актуализации внутренней и внешней активности личности, обеспечивающих эффективную предпринимательскую деятельность. Инвариантные характеристики концептуальной модели ЛГПД, раскрывающие строение, критерии, уровни, типы и детерминанты формирования ЛГПД студента, обусловлены сущностными особенностями предпринимательства, к которым, наряду с рыночной ориентированностью, инновационностью и риском, относятся специфическая самодетерминация его субъекта, осуществляющего посредством предпринимательства свое стремление к самодостаточному распоряжению своей жизнью и обстоятельствами самореализации, а также особая форма ответственности как единство ответственности субъекта собственной жизни и профессионального развития с ответственностью социальной.

3. В структуре ЛГПД выделяются ориентационная, операциональная и базовая подсистемы, последняя из которых определяет развитие и функционирование всей системы в целом. Базовая образована взаимосвязями компонентов, составляющих психологический фундамент осознанного выбора предпринимательства как способа самодостаточного и ответственного распоряжения собственной жизнью и обстоятельствами самореализации. Ориентационную подсистему образуют взаимосвязи компонентов, интегрирующих личностные особенности, побуждающие личность к утверждению доминирующих мотивов в сфере предпринимательства и определяющие осознанное принятие/непринятие предпринимательской деятельности и себя в ней. Операциональная подсистема включает «компетентностные» компоненты, интегрирующие различные знания, умения, способности, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности и для развития её субъекта, обеспечивающие гибкость и многовариантность поведения.

Интегральным критерием сформированности ЛГПД выступает сформированность всех подсистем. На основе частных критериев (базового, операционального и ориентационного) выделяются уровни и типы ЛГПД: низкий, недостаточный, достаточный и высокий, которым соответствуют различные типы ЛГПД Выделение типов ЛГПД: неприемлемого, некомпетентного, амбивалентного, ориентированного на самообеспечение и ориентированного на самореализацию, социально-ответственного и социально-продуктивного – позволяет выбирать адекватные психолого-педагогические средства для формирования ЛГПД студента в период его обучения в вузе.


4. Интегральный механизм формирования ЛГПД студентов реализуется посредством взаимосвязанных механизмов субъектно-экономической переориентации, самопринятия в предпринимательстве, самопроектирования в предпринимательстве (личностно-смыслового встраивания предпринимательской деятельности в жизненный план) и самоконструирования (осознанное формирование и развитие у себя необходимых предпринимателю качеств).

Формирование ЛГПД студента детерминировано системой внешних и внутренних условий, в числе которых развивающая образовательная среда вуза, ориентированная на развитие субъектности студентов, благоприятная организационно-культурная среда вуза, реализация в подготовке специалистов системного личностно-развивающего и контекстного подходов, наличие целевой программы психологического сопровождения, интегрирование в учебный процесс психологических технологий формирования ЛГПД, основанных на описанных выше концептуальных положениях и учитывающих специфику «стартового» состояния формируемого личностного образования у конкретной категории студентов, индивидуально-психологические особенности студентов.

5. Эффективным психолого-педагогическим средством формирования ЛГПД в учебном процессе является технология, основное содержание которой составляют процессы, направленные на последовательную рефлексию

студентом собственного способа жизнедеятельности и стратегии профессионализации как средства достижения жизненных целей, осознание новых возможностей самоосуществления в предпринимательской деятельности, своих психологических особенностей и ограничений как субъекта предпринимательской деятельности. Позитивный эффект и возможность успешного внедрения технологии в учебный процесс вузов подтверждены в процессе формирующего эксперимента на материале аграрного образования.

6. Апробированная технология обоснована эмпирическим подтверждением инвариантности концептуальной модели ЛГПД на материале аграрного предпринимательства в констатирующем эксперименте, в процессе которого получено эмпирическое подтверждение связи эффективности хозяйственной деятельности предпринимателей-аграриев и привлекательности для них предпринимательской деятельности с констелляциями таких личностных переменных, как толерантность к неопределенности, интернальность, мотивация достижения, мотивация творческого вклада (установки на инновации и креативность), ценностные ориентации, интерес к содержанию предпринимательской деятельности, приемлемость имманентных предпринимательской деятельности сторон и отсутствие амбивалентности в отношении к ней, рефлексивность и прогностическая способность, готовность к риску.
При адаптации технологии к контингенту студентов- аграриев были учтены выявленные в эксперименте специфические особенности ЛГПД агрария, обусловленные субкультурой российского сельского социума и условиями формирования личности и её экономического поведения на селе, которые, как показал проведенный анализ, неблагоприятны для формирования ЛГПД, прежде всего её базовой подсистемы.

7. Позитивный эффект технологии и возможность её успешного интегрирования в образовательный процесс аграрных вузов подтверждены в процессе многолетнего формирующего эксперимента, котором в качестве критериев эффективности технологии выступали: позитивная динамика изучаемых личностных переменных в экспериментальных группах при отсутствии таковой в контрольных группах, закономерность этой динамики (повторяемость,

как минимум, у трех «поколений» студентов) и устойчивость во времени. Двухлетний мониторинг результатов не только выявил у студентов экспериментальных групп более высокие показатели изучаемых личностных переменных, но и показал, что у студентов экспериментальных групп они входят в факторы, соотносимые по структуре с подсистемами ЛГПД в концептуальной модели. В экспериментальных группах выявлена позитивная динамика уровней сформированности ЛГПД, не наблюдавшаяся в контрольных. Апробированная технология формирования ЛГПД может быть успешно интегрирована в образовательный процесс аграрных вузов и в систему информационно-консультативного обеспечения АПК. Интегрированная в учебный процесс технология формирования ЛГПД является принципиальным нововведением в системе подготовки аграрных специалистов.

8. Предложенная методическая программа эмпирического исследования ЛГПД позволяет диагностировать сформированность её подсистем. Вместе с тем, целесообразна разработка более компактной психодиагностической методики, основанной на предложенной концептуальной модели, которая рассматривается нами как перспективная задача на будущее.

По теме диссертации опубликовано 56 научных трудов общим объемом 91 п.л. в том числе:
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Выводы"
  1. ЛЕЧЕНИЕ
    выводящих путей. С позиций ’98 года можно достаточно аргументировано заявить, что почти все достижения последних лет, касающиеся лечения артериальной гипертензии и ожидания исследователей, относительно возможности первичной профилактики этого заболевания, связаны, прежде всего, с 2 классами веществ. Это хорошо всем известные ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента и новые соединения,
  2. КЛАССИФИКАЦИЯ
    вывод, что у большинства умерших непосредственно перед смертью имелись симптомы острой коронарной недостаточности, что позволяет расценить генез смерти как ишемический. С клинической точки зрения фибрилляция желудочков - это остановка сердца (как и при асистолии) с прекращением всех жизненно важных функций. С прекращением сердечной деятельности исчезают тоны сердца, не определяются пульс на
  3. ЛЕЧЕНИЕ
    выводятся с мочой, относят нитрофураны: фурадонин, нифу-рантин, неграм (налидиксовая кислота). При показаниях применят антибиотики, сульфаниламидные препараты: уросульфан, этазол и др. В последние годы в практику внедрены препараты, способствующие растворению уратных камней. Литолиз осуществляется благодаря использованию буферных смесей лимонной кислоты, цитрата натрия и трехзамещенного
  4. ХРОНИЧЕСКИЙ ПИЕЛОНЕФРИТ
    выводят среднюю величину из трех порций. Оценку проводят также как и при пирогенном тесте. Есть еще один критерий оценки преднизолонового теста: он считается положительным, если после введения препарата с мочой выделяется более 400 000 лейкоцитов за час. Частым компонентом мочевого синдрома при хроническом пиелонефрите является микрогематурия. Появление эритроцитов может быть следствием
  5. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ
    выводящих путей не обнаружено. Однако обнаружение микрофлоры в желчи еще не является прямым доказательством ее участия в воспалительном процессе, во-первых, это может быть сопрофирующая в кишечнике флора, а во-вторых, у 20% больных холециститом высеять флору вовсе не удается, т.е. желчь остается стерильной. В развитии бескаменного холецистита, кроме бактериального фак-тора, определенную
  6. ХРОНИЧЕСКАЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
    выводят кальций, что дает возможность назначать их больным с мочекаменной болезнью, остеопорозом. Практически, все представители этой группы начинают действовать через 1-2 часа после приема, максимум действия через 4-6 часов, заканчивается через 10-12 часов. Выраженной зависимости мочегонного эффекта от дозы не наблюдается. Тиазидовые диуретики могут вызвать водно-электролитные расстройств
  7. ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ. ХРОНИЧЕСКОЕ ЛЕГОЧНОЕ СЕРДЦЕ.
    выводу из организма с мокротой токсических продуктов метаболизма микроорганизмов. Практически это осуществляется следующим образом: больному в положении сидя, гортанным шприцом, во время вдоха за корень языка впрыскивают 3-5 мл раствора. Критерием попадания его в трахею является появление кашля сразу после введения, обычно вводят 30-50 мл теплого физраствора или фурациллина. Процедура
  8. ХРОНИЧЕСКИЕ ГЕПАТИТЫ
    выводятся легкими и почками. Наличие в молекуле этанола 6 ионов водорода определяет основной путь его метаболизма – окисление. В обмене алкоголя в печени участвуют разные ферментные системы. Первый фермент, ускоряющий отщепление водорода от молекулы этанола - алкогодьдегидрогеназа. Эта система берет на себя основную нагрузку, разлагая до 80% спирта. Этанол при этом теряет ионы водорода и
  9. ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ
    вывод, согласно которому "больной как бы от рождения предрасположен к язвенной болезни в силу своей конституции". Это предположение сохраняет справедливость только для больных с дуоденальной локализацией язв. При язвенной болезни желудка достоверной связи между конституциональным типом и уровнем заболеваемости не выявлено. Значение наследственной предрасположенности в происхождении язвенной
  10. 2.2. НАРУШЕНИЯ ЛИПИДНОГО ОБМЕНА
    выводят их наружу, нарушая энтерогепатическую циркуляцию желчных кислот стимулируют синтез желчных кислот из эндогенного холестерина, что приводит к истощению запасов ХС в печени, повышению биосинтеза ХС, увеличению числа рецепторов к ЛПНП, увеличению скорости катаболизма ЛПНП. Показания - Па, Мб типы ГЛП, общая «чистая» гиперхолестеринемия, рефрактерная к диетическим мероприятиям,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011