<< Предыдушая Следующая >>

«Теоретико-методологическое обоснование акмеологической концепции становления и развития субъектов полиэтнического образовании»

В первой главе обосновывается новое направление акмеологии и психологии – этноакмеология образования, рассматриваются социальные институты полиэтнического развития личности, основные понятия этноакмеологии образования и принципы на которых строится новое направление: принцип детерминизма, деятельностный подход, принцип развития, принцип сравнительности в анализе национально-психологических особенностей, принцип гуманизма; анализируется образовательное полиэтническое пространство России и Псковской области. Подробно рассматривается полиэтническая компетентность и ее акме-форма – этническая толерантность.

Этнический потенциал субъекта рассматривается как потенциал, которым обладают все субъекты образования, осознанно или нет, по природе принадлежности к конкретному этносу с момента рождения, предполагает достаточно развитую этноидентичность, высокие знания и паттерны поведения своего этноса. Полиэтнический потенциал – компетентность в знаниях и умениях применять их на практике нескольких/многих этносов, владение этнотолерантностью и этносознанием. Главная задача современного образования - помочь раскрыть полиэтнический потенциал и направить его в конструктивное русло развития.

Автором научно обосновывается этноакмеология образования как новое научное направление акмеологии, которое рассматривает «этнос» как одну из определяющих составляющих акмеологии воспитания и обучения в современной полиэтнической образовательной среде. Полиэтническое образование рассматривается как система приобщения субъектов образования к этническому наследию, направленная на развитие этнического потенциала: этноидентичности, этнической толерантности, этнического самосознания. Полиэтническое образование имеет в своей основе теории поликультурного образования, акмеологии образования и воспитания, теории проектирования национально - региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации; исследования этнологических особенностей личности субъекта, разрабатываемых в личностно - ориентированном образовании; этнопсихологию, социальную синергетику и теории наций, концепцию о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества; философские и этнографические исследования и этнологические теории; современные теории этноса и этнического развития, антропологию; концепции использования народного опыта в развитии детей; теории активного акмеологического и социально-психологического обучения.


Осуществлен анализ взаимодействия этнокультуры и образования в полиэтническом пространстве регионов России, которое решает важнейшую задачу упрочения российской государственности посредством приобщения подрастающего поколения к этнической культуре как высшему проявлению духовности и образованности.

Особое внимание уделено полиэтнической компетентности, которая является условием эффективного межличностного взаимодействия специалистов образования с другими субъектами образовательного процесса. Рассмотрены компетентности: дифференциально-психологическая, социально-психологическая, аутопсихологическая, акмеологическая, специальная, этнокультурно-стереотипная и эмоционально-волевая. На основе обобщения концепций В.Н. Максимовой и В.Н. Софьиной сформирована структура профессиональной полиэтнической компетентности (рис.1). Констатируется, что современное образование – один из способов приобщения к социальным и этническим ценностям.

Большое внимание уделено развитию акме-формы полиэтнической компетентности – этнической толерантности, описаны два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Определен эффективный способ развития этнической толерантности в современном образовании - обучение и воспитание, направленное на развитие независимого мышления, критической точки зрения, здравомыслящих суждений. Акцентируется внимание на том, что при развитии этнической толерантности нужно учитывать факторы: симптомы проявления нетерпимости, характеристики профессиональной полиэтнической компетентности специалиста образования, уровни развития толерантности в образовании, специальные методы и средства развития этнической толерантности. Эмоциональный интеллект рассмотрен как психологический ресурс проявления этнической толерантности.


Структура профессиональной полиэтнической компетентности



Рис 1.

Структура профессиональной полиэтнической компетентности

.

Пояснения к рис.1:

ДПК – дифференциально-психологическая компетентность;

СПК – социально-психологическая компетентность;

АПК – аутопсихологическая компетентность;

АК – акмеологическая компетентность;

СК – специальная компетентность;

ЭВ – эмоционально-волевая компетентность;

ЭКС - этнокультурно-стереотипная компетентность.



В конце главы сделаны выводы о том, что этноакмеология образования – наука о вершинности развития субъектов полиэтнического образования разных возрастов и видов деятельности (специалистов и будущих специалистов образования, учащихся и их родителей). Взаимодействие культуры и образования, основанное на ценностях этносов и психолого-педагогических, акмеологических достижениях, обеспечивает социализацию подрастающего человека, позволяя ему интегрироваться в единое пространство этнокультуры России и Мира.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "«Теоретико-методологическое обоснование акмеологической концепции становления и развития субъектов полиэтнического образовании»"
  1. Процессуально-технологический аспект продуктивной профессиональной деятельности
    методологическом основании. Методологической основой современной отечественной акмеологии - кроме, разумеется, общенаучных принципов познания - является принцип единства сознания и деятельности, сформулированный в работах С.Л.Рубинштейна и развитый затем А.Н.Леонтьевым и его школой, получившей название деятельностной. С.Л.Рубинштейн определил в одной из своих работ принцип единства сознания и
  2. Акмеологические понятия и категории
    методологических основ акмеологии, обоснование научного статуса акмеологии, ее места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик акме; б) определение общих и частных закономерностей движения к акме; определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидов, субъектов труда и личностей; выявление особенного в достижении акме; в)
  3. Методологические основания акмеологии
    методологического основания акмеологии началась с момента ее формирования как науки. Специфичность предмета, объекта и целей акмеологии заставили исследователей сконцентрировать свое внимание на принципах и способах познания. В результате проведенных теоретико-методологических исследований, объединенных общей идеей прогрессивного развития зрелой личности при достижении вершин в развитии и поиске
  4. Современное состояние акмеологии
    методологических принципов — в первую очередь комплексности и системности, помогающих интегрировать разноуровневое знание в обобщенные схемы описания. Интеграция этого знания обусловлена тем, что акмеология тесно связана с такими фундаментальнейшими направлениями общей психологии, как психология личности, дифференциальная психология, возрастная психология, психология творчества. В то же время
  5. Научные предпосылки разработки концепции
    методологические основы акмеологии. В качестве иллюстрации к сказанному приведем краткое изложение психолого-акмеологической концепции профессионализма деятельности специалистов в особых и экстремальных условиях. Данная концепция сформировалась из анализа психологической сущности деятельности в особых и экстремальных условиях, в которых разнообразные действующие экстремальные факторы
  6. Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности
    методологическая установка в решении акмеологических задач. Данные концепции, естественно, будут дорабатываться, уточняться и совершенствоваться, однако их общая архитектоника выглядит достаточно определенно. В этом деле очевидной перспективой является обобщение результатов междисциплинарных и собственно акмеологических исследований по проблеме развития профессионала и профессионализма. •
  7. Краткий акмеологический словарь
    методологических основ акмеологии, обоснование научного статуса акмеологии, ее места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик акме; б) определение общих и частных закономерностей движения к акме; определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидов, субъектов труда и личностей; выявление особенного в достижении акме; в)
  8. Методы исследования
    методологических оснований разработок, получивших научное признание и прошедших всестороннюю практическую проверку, подбором методов исследования, адекватных теоретико-методологическим основаниям работы, основательностью теоретической проработанности
  9. «Значение акмеологии для развития теории психологии элит»
    методологических основ, с учетом которых была разработана теоретическая база психологии элит, выявлены новые тенденции в становлении и развитии различных типов элит, определена их особая роль в реальной практике функционирования общества. На основе мысленного абстрагирования и теоретического анализа были обоснованы: 1. Интегративно-элитопсихологический подход, способствовавший определению
  10. Компетентностный подход в современном российском образовании
    методологические, мировоззренческие и иные умения. Категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011