<< Предыдушая Следующая >>

Теоретические принципы периодизации возрастного развития

В настоящее время, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Хотя в различное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации, результатом этой работы явилось создание не единой классификации, а появление множества различных классификаций. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.

Для понимания жизненного цикла человека и основных фаз, которые его образуют, необходимы определение последовательности смены состояний развития, однонаправленность и необратимость времени жизни, т.
е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов вида человек — метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Эти моменты преобразований — генетические переходы от одной ступени возрастного развития к другой — должны оцениваться как дискретные величины, имеющие то или иное значение для всего жизненного цикла человека (критические точки развития).

Определение продолжительности каждого из этих явлений развития (фаз и дискретных моментов) предполагает обязательный учет:

а) гетерохромности функциональных и личностных изменений;

б)возрастную и индивидуальную изменчивость в контексте конкретных исторических условий жизни людей.


Оно также требует установления верхних и нижних границ каждой из фаз, выявления наибольшей концентрации специфических особенностей того или иного возраста, что одновременно означает фиксирование качественной специфики оптимумов каждой из фаз и прослеживание признаков, которые характеризуют переход от одной фазы возрастного развития к другой.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Теоретические принципы периодизации возрастного развития"
  1. Контрольная работа. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека, 2011
    принципы периодизации возрастного развития Различные авторские периодизации возрастного развития Сравнительный анализ различных периодизаций возрастного развития Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека Общая характеристика развития человека в онтогенезе Суть проблемы
  2. Общие положения
    теоретической и практической ре- и абилитологии вывод получен Э.Ш.Айрапетьянцем с сотрудниками (1967), что для осуществления викарирования функций, утраченных после дерецептации, помимо необходимости постоянных стимуляций ЦНС с мышечно-суставных рецепторов, требуется существование до операции наличных временных связей двигательного анализатора с другими. Только при этом условии возможно замещение
  3. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    теоретической и практической деятельности, которое было оправдано лишь в рамках философского определения, раскрыта их специфика, способы связи, практически реальная, онтологическая сущность деятельности. Причем даже если в некоторых работах практический компонент деятельности трактовался как исполнительский, то он фактически рассматривался лишь как реализация когнитивного, интеллектуального.
  4. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
    принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно вовсе не только для классификации Дж. Биррена, но является в целом достаточно распространенным явлением (например, D.Bromley, 1966; А.Люблинская, 1959 и
  5. Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности
    теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. Такое понимание проблемы личности стало основой для формулирования личностного принципа, который требует изучения психических функций, процессов, состояний и деятельности как непосредственно связанных с личностью. Исследования личности традиционно осуществлялись и осуществляются в психологии по нескольким направлениям — это
  6. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма
    теоретические схемы или модели, но среди них немало носящих самостоятельный характер, что не снижает их научную ценность. Накопление и обобщение эмпирического материала таких исследований является важной задачей. В то же время значительная часть получаемой информации может непосредственно использоваться при решении практических задач. Остановимся на некоторых результатах таких исследований,
  7. ВВЕДЕНИЕ
    теоретической акмеологии, военной, педагогической, экстремальной, управленческой и ряда других. Акмеология сформировалась как самостоятельная наука, характеризующаяся необыкновенно интенсивным развитием. Несмотря на трудности кризисного переходного периода, создаются научные и учебные акмеологические центры. В различных городах России в ведущих университетах подготавливаются специалисты –
  8. П
    теоретическую деятельность. Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон и Д. Вейлант выделяют следующие характерные периоды жизни. Возраст 16–22 года – время взросления, когда человек стремится доказать себе и другим, что он уже способен к самостоятельной жизни. Возраст 23–28 лет – фаза характеризуется утверждением самого себя. В эти годы формируются четкие жизненные цели, многие
  9. . Нейрогуморальная регуляция и состояние репродуктивной системы женского организма в период угасания ее функции
    теоретическом, но и в практическом отношении, так как увеличение продолжительности жизни человека, а тем самым и удлинение реального периода работоспособности, ставит перед биологией и медициной новые задачи. Согласно прогнозам ВОЗ, средняя продолжительность жизни будет возрастать и дальше [175]. Известно, что угасание функции репродуктивной системы женщины сопровождается комплексом
  10. Литература
    периодизации / Матер, симпозиума. — М., 1965. — 31 с. 27. Методы оценки эндокринной функции репродуктивной системы // Сб. науч. трудов ВНИЦ ОЗМР СССР / Под ред. Н. Д. Фонченко. — М., 1986. — 200 с. 28. Мицкевич М. С. Гормональная регуляция в онтогенезе животных. — М.: Наука, 1979. — 156 с. 29. Нарушения репродуктивной системы в период детства и полового созревания // Сб. трудов ВНИЦ ОЗМР

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011