<< Предыдушая Следующая >>

«Теоретические основания построения исследования межпоколенных отношений в современном российском обществе»

Вторая глава посвящена разработке теоретических положений концептуальной модели МПО, которая послужила основой для построения экспериментального исследования. Концептуальная модель выстраивалась в два этапа. На первом этапе осуществлялось моделирование «межпоколенных отношений» в общетеоретическом плане и в общенаучном контексте, в рамках общепсихологических подходов, через выделение основных параметров МПО на основе анализа существующих в научном знании подходов к проблеме отношений и МПО (Рис. 1). На втором этапе – в прикладном, для решения практических задач. Основным методологическим принципом, на котором основывается построение концептуальной модели, является принцип системности (Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин и др.).

При определении структуры МПО мы исходим из положения о том, что она должна рассматриваться в контексте двух аспектов: социального и психологического. Социальный аспект представлен описанием роли факторов, определяющих специфику развития, своеобразие МПО [микросоциум (семья) и макросоциум, условия и место проживания (село / город), этнокультурные особенности] и факторов гармонизации МПО (программы международных организаций, определяющие приоритетные направления развития образования, социальной политики различных государств, векторы развития мировой науки; СМИ, социальная реклама, и т.д.). Особая роль в системе современного образования отводится психологическому знанию. Психологический аспект модели представлен как структура, включающая объекты (поколения), компоненты (когнитивный, эмоциональный, аксиологический, поведенческий), функции (воспитательная, развивающая, образовательная, коммуникативная, адаптивная).


Субъектами поколений выступают люди разного возраста. Центральным методологическим положением концептуальной модели МПО является обоснование подхода к этим отношениям как одной из важнейших характеристик возраста, определяющей развитие человека на разных этапах онтогенеза.

Социальный и психологический аспекты определяют характер взаимодействия между поколениями, проявляющийся в степени противоречия во взаимодействии (конфликт / сотрудничество) и степени принятия опыта (разрыв / преемственность). Специфика современного российского общества заключается в единстве пяти поколений. С учетом кардинальных изменений в российском обществе, разразившимся в последние годы экономическим кризисом, особое значение принадлежит адаптивной функции.

Адаптивность человека мы связываем с развитием у него такой важной личностной характеристики, как жизнестойкость, которая характеризует меру способности личности справляться с жизненными трудностями, выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность, не снижая при этом успешности деятельности. Считаем также, что существует связь между характером отношений между поколениями и уровнем их жизнестойкости.



В МПО можно выделить два вида направленности: внутренняя – отношения к своему поколению и внешняя – отношения к другим поколениям. В соответствии с этим можно обозначить два вида МПО: межличностные отношения – это отношения между индивидуумами, представителями разных поколений, и межгрупповые (общественные) – это отношения между поколениями как различными группами.
Проявляются МПО в общении и деятельности, межгрупповые – в социальном взаимодействии.

Разработанная нами модель послужила теоретическим обоснованием построения и проведения экспериментального исследования для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез. Были сформулированы общие методологические принципы и подходы к организации исследования. Обоснованы методы и методики изучения МПО, дана характеристика респондентов, привлекаемых к диагностической процедуре, представлена характеристика базы проведения исследования.

Основой организации исследования отношений между поколениями стали общие методологические принципы психологии: принцип развития, системности, детерминизма. При построении исследования мы исходили из классификации методов психологического исследования Б.Г. Ананьева, которая представлена организационными, эмпирическими и интерпретационными группами методов. Проработанность исходных методологических позиций, разработка на этой основе концептуальной модели МПО послужили основанием рационально и аргументировано построенной программы исследования, обусловили выбор валидного психодиагностического инструментария, соответствующего гипотезам, цели и задачам исследования.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "«Теоретические основания построения исследования межпоколенных отношений в современном российском обществе»"
  1. Актуальность темы исследования
    основанного на знаниях. В этой связи, становится понятным всплеск научных исследований как российских (Е.Ф. Аронов, О.Б. Баксанский, В.П. Зинченко, С.В. Крымский, Н.Ф. Овчинников, М.А. Петров, Е.А. Сильянов, Е.Ф. Шиморина и др.), так и зарубежных (Л. Витгенштейн, Ж. Ф. Лиотар, Ж. Маритен, У. Найсер, К. Поппер, М. Фуко, Н. Хомский и др.), посвященных проблеме знания, в которых подчеркивается роль
  2. «Методологические и теоретические основы изучения межпоколенных отношений»
    основания решения исследовательских задач, связанных с обоснованием методологического подхода к исследованию и с определением понятийного аппарата. Сформулированы основные теоретические положения проблемы МПО в контексте культурно-исторической парадигмы. Акцентируется внимание на междисциплинарности заявленной проблемы и вместе с тем обосновывается дифференциация этой темы в рамках
  3. «Эмпирический анализ межпоколенных отношений в современном российском обществе»
    основанием для изучения особенностей отношений между поколениями в семье и обществе и характеристики представителей разных поколений. С этой целью испытуемым перед процедурой тестирования давалась разная инструкция: оценить свои отношения с представителями своего и других поколений в современном обществе. Мы допускали, что оценка отношений между представителями разных поколений, людьми разного
  4. С
    основании клинических признаков, патологоанатомического вскрытия и лабораторного исследования. Для уточнения диагноза в первые сут заболевания в лабораторию направляют для бактериологического исследования кал и кровь. Для диагностики подострого и хронического С., а также для обнаружения взрослых животных — бактерионосителей применяют реакцию агглютинации с сывороткой крови. Для серологической
  5. Современный этап развития теории экспертных оценок
    основанные решения. В других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы, например, при использовании метода «снежного кома» (Орлов А.И., 1974). В настоящее время не существует научно обоснованной классификации методов экспертных оценок и тем более - однозначных рекомендаций по их применению. Вполне естественно, что сначала в нашей стране появились публикации о простейших методах
  6. Разработка и применение стандартов при производстве медицинских услуг
    основан с точки зрения принципов медицины, основанной на доказательствах. Этот освоенный опыт трансформируется в определенные формы своего воздействия на производственную деятельность в здравоохранении: • законы организации медицинской помощи населению; • стандарты, патенты на производство медицинских услуг; • порядок рассмотрения и отбора стандартных технологий; • порядок
  7. Нерешенные проблемы обеспечения качества медицинской помощи населению Дальнего Востока России
    основании анализа деятельности ЛПУ государственного и негосударственного сектора мы пришли к выводу, что для решения проблемы повышения качества услуг необходимо расширение комплекса стандартов не только на планирование и учет деятельности ЛПУ, но и на всю систему хозрасчетных взаимоотношений, включая основные положения: • организация внутриучрежденческого хозрасчета; • планирование
  8. Юридическое обеспечение системы медицинского образования в России
    основанной. Причин, объясняющих подобную точку зрения достаточно много, основными из них являются: - медицинское образование в организационно-правовом аспекте имеет непосредственное отношение к системе образования и, вместе с тем, является составной частью сферы здравоохранения; - подготовка медицинских кадров является важнейшей составляющей системы обеспечения населения медицинской
  9. Совершенствование медико-правовых образовательных программ в контексте повышения эффективности нормативно-правового регулирования отечественного здравоохранения
    основанным. Это связано, прежде всего, с тем, что: - преподавание вопросов правового регулирования здравоохранения в организационно-правовом аспекте имеет непосредственное отношение к системе, как юридического, так и медицинского высшего и среднего специального образования и, вместе с тем, является составной частью системы правового обеспечения сферы здравоохранения; - подготовка
  10. ВВЕДЕНИЕ
    основаны и описаны общеметодологические принципы, которые существенны для данной науки: комплексный (нацелен на интеграцию различных качеств, свойств, состояний человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность); системный (позволяет раскрыть акмеологические особенности прогрессивного и личностного профессионального развития. При этом основанием системы является

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011