<< Предыдушая Следующая >>

Теоретическая новизна и значимость исследования

Проведено теоретико-экспериментальное обоснование нового направления исследования специальных способностей на основе представления о структурах ментального опыта и дифференционно-интеграционных механизмах их развития, позволяющего интегрировать эмпирические данные, полученные в разных научных парадигмах.

Введено авторское определение способностей как функциональных свойств структур ментального опыта субъекта, количественной характеристикой которых является мера соответствия индивидуально-психологических качеств субъекта определенной предметной области объективной реальности. Обоснована внутренняя и внешняя валидность конструкта «ментальные структуры». Определены количественные показатели ментальных структур как психических носителей специальных способностей – адекватность, зрелость, форма упорядоченности, а также легкость их формирования и устойчивость. Выявлены закономерности развития ментальных структур: правило роста, правило константности, правило формы.

Разработана системная методология изучения природы специальных способностей.
Показана возможность использования времени реакции сложного выбора как показателя меры организации ментальных структур. На основе анализа и обобщения существующих исследований предложено понимание времени реакции сложного выбора как показателя, связывающего воедино физиологические условия (дискриминативную способность мозга), психологические условия (ментальные структуры) и психические свойства (общие и специальные способности).

Обосновано существование специальных химических способностей и раскрыта их специфика. Впервые реализован системный анализ механизмов развития специальных химических способностей как интегральных психических образований. Описан процесс их культурогенеза на протяжении развития человечества, раскрыты особенности их формирования в индивидуальном ментальном опыте современных учащихся, описаны связи компонентов этой структуры с другими психологическими образованиями – интеллектом, креативностью, темпераментом и др. Впервые показана связь между количеством образов химической направленности в невербальной батарее Торренса и уровнем зрелости концептуальных структур химии, что открывает новые возможности использования данного теста как проективного.


Продемонстрированы возрастные особенности развития химических способностей, а также изменения в уровне и структуре химических способностей в условиях специально разработанной технологии обучения. Новым является описание особенностей мышления, оперирующего предметным содержанием химии, выявление его качественной специфики, а также сформированности релевантных предметному материалу мыслительных действий.

Полученные в исследовании эмпирические результаты подтверждают онтологический статус структур ментального опыта как психического носителя специальных (химических) способностей; расширяют теоретические представления о ментальных структурах, определяющих уровень развития интеллекта и специальных способностей. Работа вносит вклад в понимание условий и механизмов развития различных сторон специальных способностей в ходе онто- и культурогенеза.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Теоретическая новизна и значимость исследования"
  1. Р
    теоретические основы первичного биологического действия излучения; функциональные и морфологические характеристики лучевых реакций в живом организме. Перед Р. стоит практическая задача: выяснить опасность действия ионизирующих излучений и определить возможности эффективной защиты от лучевых поражений. Всё большее значение в Р. приобретает проблема первичных, начальных механизмов биологического
  2. Становление и развитие санитарии и гигиены труда
    теоретической медицине, физиологии, патологии, химии, анатомии, хирургии, клинической медицине и общей терапии. Мудров Матвей Яковлевич (1772-1831 гг.) выдающийся русский клиницист-терапевт. Во время заграничной командировки с целью усовершенствования, в 1804 году получил ученую степень доктора медицины за диссертацию о самопроизвольном отхождении плаценты и был удостоен звания
  3. Основные разделы учения о высшей нервной деятельности
    теоретических знаний или трудовых умений, не подкрепляемый систематической работой, ослабляется. Однако он не исчезает совсем, и человек, изучивший то или иное мастерство, но потом на длительный срок оставивший его, чувствует себя только первое время весьма неуверенно, если ему вновь приходится возвратиться к прежней профессии. Однако он сравнительно быстро восстановит утраченное качество.
  4. ВВЕДЕНИЕ
    теоретическая значимость На основе изучения высших психических функций при хронической интоксикации неорганическими соединениями фосфора проведена комплексная оценка клинико-нейропсихологических данных в основе которых ведущее значение имеют нарушения функции коры головного мозга, а также неспецифических структур. Впервые были исследованы высшие психические функции с применением комплекса
  5. "Акме" в художественно-творческой деятельности
    теоретическом и практическом плане не может осуществляться без ее конкретизации, ведь категория художественно-творческой деятельности объединяет различные ее виды: живопись, скульптуру, поэзию, прозу, музыкальную композицию, многие виды сценической исполнительской деятельности и пр. Очевидно, что характер, да и результативность исследования "акме" в живописи будет существенно отличаться от
  6. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПСИХОЛОГА КАК УЧЕНОГО: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТИПОЛОГИЯ
    теоретических и экспериментальных задач, нестандартно эти задачи формулировать и, намечая пути для их решения, охватывать и своим умом, и своим воображением большее число факторов, и более широкий круг связей между последними. Со всеми этими характеристиками оказались тесно сопряжены, как правило, повышенная наблюдательность к тем явлениям, которые входили в сферу интересов этих ученых, и
  7. Актуальность исследования
    теоретический анализ современных исследований особенностей любви на возрастных этапах юности и взрослости. Методические: 1. Создать комплекс методик, адекватных целям и задачам эмпирического исследования. 2. Адаптировать для русскоязычной выборки измерительные шкалы романтической привязанности у взрослых, разработанную в зарубежной психологии – Мульти-опросник измерения романтической
  8. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    теоретическая и практическая значимость, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту, называются использованные
  9. Эмпирическая база и этапы исследования
    теоретическому и эмпирическому анализу подвергались профессионалы, действующие в средах различных сфер профессиональной деятельности, исследовался биографический массив профессионалов высокого уровня. Результаты анализа привели к пониманию значимости для личностно-профессионального развития профессионала качества профессиональной среды, выявили недостаточность научных исследований по проблеме
  10. Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
    теоретические и практико-технологические. Они позволили выявить возможности выделения особых качеств процесса развития профессионала как: а) разнообразия проявления ценностно-смыслового самоопределения, самореализации духовной сущности; б) модели проектирования социальной договоренности (эпицентром проектирования становится «точка взаимопроникновения» пространственно-временных континуумов);

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011