<< Предыдушая Следующая >>

Связи показателей зрелости концептуальных структур химии и показателей химических способностей

Для обоснования положения о ментальных структурах как носителей свойств субъекта необходимо оценить влияние факторов (в нашем случае показателей зрелости концептуальных структур) на ряд зависимых переменных (показателей специальных способностей химиков). Экспериментальная выборка – 372 студента второго курса химического факультета обучавшихся у одних и тех же преподавателей. Одна подгруппа студентов усваивает знания быстро, легко и прочно, они отличаются высокой работоспособностью, скоростью при решении различных химических задач. Другая подгруппа усваивает знания медленно, с трудом и непрочно, у них решение именно химических задач вызывает быстрое утомление, теряется работоспособность, растут ошибки, уменьшается скорость мыслительной деятельности, для отдыха они переключаются на другие виды деятельности.

Поскольку не все показатели соответствовали нормальному распределению признаков и гомогенности дисперсий, то мы использовали, помимо ANOVA, его непараметрический аналог – Jonckheere-Terpstra Test (a).

Эмпирические данные позволил выявить значимое изменение показателей специальных химических способностей под влиянием градации показателей зрелости концептуальных структур химии (время химических дифференцировок):

1) фактор «время простой дифференцировки» (ANOVA) – зависимые переменные: показатели скорости кодирования цифр знаками химических элементов (р1=0,022; р2=0,005; р3=0,08); «объем долговременной памяти» (р=0,045); «химическая направленность ума» (р=0,003); «химические руки» (р=0,034); «общие химические способности» (р=0,034);

2) фактор «время сложной дифференцировки» (ANOVA) – зависимые переменные: показатели «успеваемость по химическим дисциплинам» (р=0,032); скорость кодирования цифр знаками химических элементов (р2=0,001); «объем долговременной памяти на сложную химическую информацию» (р=0,047), «способность осуществлять химические расчеты» (р=0,05), «интерес к химии» (р=0,007);

3) фактор «время сложнейшей дифференцировки» (Jonckheere-Terpstra Test (a)): чем меньше время различения стимул-объектов, тем выше успешность освоения химических дисциплин (J-T = – 2,086; р=0,037), больше продуктивность памяти («объем кратковременной слуховой памяти на групповое расположение элементов») (J-T = – 2,713; р=0,007), выше показатели химической интуиции (J-T = – 2,499; р=0,014);

4) фактор «время дифференцирования стимулов «окислитель – восстановитель» (Jonckheere-Terpstra Test (a)): чем лучше сформированы структуры, извлекающие признаки окислительно-восстановительных свойств веществ (меньше время реакции сложного выбора), тем выше показатели успеваемости по химическим дисциплинам» (J-T = – 2,488; р=0,013), объема кратковременной (J-T = – 2,034; р=0,042) и долговременной памяти на химическую информацию (J-T = – 2,092; р=0,036), химической интуиции (J-T = – 2,161; р=0,031), химической направленность ума (J-T = – 2,317; р=0,02), химического языка (J-T = – 1,961; р=0,05), химического мышления (J-T = – 2,111; р=0,035), способности осуществлять химические расчеты (J-T = – 2,743; р=0,006); общих химических способностей (J-T = – 2,299; р=0,022);

5) фактор «число сформированных схем качественно-количественных задач химии» (Jonckheere-Terpstra Test (a)): чем лучше сформированы структуры, извлекающие признаки типовых задач химии, тем выше успеваемость по химическим дисциплинам (J-T = 5,944; р=0,000), больше объем кратковременной памяти на групповое (J-T = 2,043; р=0,041), периодическое (J-T = 2,004; р=0,045) расположение элементов и на элементы в произвольном порядке (J-T = 2,388; р=0,017); больше объем долговременной химической памяти (J-T = 4,054; р=0,000); выше показатели «химической интуиции» (J-T = 5,181; р=0,000), «химической направленности ума» (J-T = 2,408; р=0,016), «химического мышления» (J-T = 2,003; р=0,045); «способности осуществлять химические расчеты» (J-T = 2,683; р=0,007); «интереса к химии» (J-T = 3,016; р=0,003); «общих химических способностей» (J-T = 2,070; р=0,038); способности кодировать химическую информацию при помощи химических знаков и символов (J-T = 2,097; р=0,036).


Полученные данные позволяют говорить о концептуальных структурах химии как психическом носителе специальных способностей химиков.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Связи показателей зрелости концептуальных структур химии и показателей химических способностей"
  1. ИСТОРИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
    связи исследуемых явлений со здоровьем человека, ибо вправе ли судить о влиянии какого-либо внешнего фактора на человеческий организм лицо, не получившее медицинского образования". Федор Федорович (Фридрих Фридрихович) Эрисман (1842—1915) родился в Швейцарии. В 23-летнем возрасте он окончил Цюрихский университет. Сдал экзамен на степень доктора медицины и работал ассистентом в глазной клинике.
  2. Теоретическая новизна и значимость исследования
    связи компонентов этой структуры с другими психологическими образованиями – интеллектом, креативностью, темпераментом и др. Впервые показана связь между количеством образов химической направленности в невербальной батарее Торренса и уровнем зрелости концептуальных структур химии, что открывает новые возможности использования данного теста как проективного. Продемонстрированы возрастные
  3. Химик как субъект деятельности
    связи между числом химических образов и временем химических дифференцировок (ANOVA). Следовательно, появление «химических образов» в невербальной батарее Торренса может служить надежным критерием для выявления потенциально способных химиков. Соответственно невербальную батарею теста Торренса можно использовать в качестве проективной методики. Индивидуально-психологические особенности
  4. Исследование связей между показателями общих и специальных химических способностей у подростков и студентов
    связи показателей специальных способностей и показателей интеллекта. В группе более успешных по химическим дисциплинам студентов не выявлено достоверных связи данных показателей (рис. 1). Такая дифференциация показателей общих и специальных химических способностей наблюдается при IQ?125-129, что позволяет предположить существование «интеллектуального порога», выше которого общие и специальные
  5. II триместр беременности (период системогенеза, или средний плодный)
    связи с тем что «закрыть» участки повышенной проницаемости плаценты невозможно, то нейроспецифические белки продолжают поступать в материнский кровоток, накапливаясь в субэндотелиальном сосудистом слое плаценты, спиральных сосудов матки, сосудах почек, печени, легких и др. При длительно текущем, рано начавшемся гестозе его течение отличается особой тяжестью. В механизме нарушения барьерной
  6. В
    связи с чем осуществляются тесные контакты со странами членами СЭВ, установлены связи с др. странами. СССР является членом международного эпизоотического бюро (с 1927), Всемирной ветеринарной ассоциации (с 1928). Ветеринарные специалисты СССР участвуют в Международных ветеринарных конгрессах (первый — 1863, последний — 1979). Достижения ветеринарной науки и практики публикуются главным образом в
  7. М
    связи с МЭБ при главном управлении ветеринарии МСХ СССР создана национальная группа из ветеринарных специалистов и учёных. +++ международные ветеринарные конвенции, международные соглашения по вопросам ветеринарии, направленные на предупреждение и ликвидацию болезней животных. М. в. к. служат юридической основой международного сотрудничества по вопросам ветеринарии (экспорт-импорт животных,
  8. С
    связи с этим в них достигает больших размеров эндоплазматическая сеть, хорошо развиты рибосомы (в клетках, вырабатывающих гликопротеидный секрет), митохондрии. В зависимости от способа выделения секрета различают мерокринную, апокринную и голокринную С. При мерокринной С. растворённый секрет выделяется из клетки без нарушения её целостности. Прерывистая мерокринная секреция присуща большинству
  9. Т
    связи с образованием фиброзной ткани, отложением солей извести (фиброзный, оссифицирующий Т.). Стенка влагалища утолщается, возможно её сращение с сухожилием и окружающими тканями; сухожилие сдавливается (стенозирующий Т.). Лечение. Животному предоставляют покой. При асептических острых Т. в первые 2—3 сут применяют давящую повязку в сочетании с холодом, циркулярную новокаиновую блокаду с
  10. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНАЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ АКМЕОЛОГИИ
    связи с этим, одной из сущностных характеристик личностно-профессионального развития является развитие творческой активности самореализации личности как высшего уровня системной организации человека, через которое осуществляется социальная детерминация осуществляемой в процессе образования деятельности и поведения. Самореализация (А.А. Реан, Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева) связана с бытием

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011