<< Предыдушая Следующая >>

«Сравнительное психолого-акмеологическое исследование особенностей становления и развития полиэтнической компетентности специалистов образования»

Четвертая глава строилась на анализе результатов психодиагностики полиэтнической компетентности специалистов образования полиэтнических регионов (России, Эстонии, Латвии и Республики Беларусь,), с целью выявления проблемных мест, разработки и апробации акмеологических программ повышения квалификации.

Результаты исследования 16-факторным опросником Р.Кеттела личности педагогов представлены на рис.5 в виде усредненных значений.

Профили личности педагогов



Рис. 5.

Профили личности педагогов

(n=120)



Можно констатировать, что педагоги Псковской области характеризуются средним уровнем общительности, достаточно «холодны» и подозрительны в отношениях с окружающими, у них обычно скептическое настроение, которое отмечается в строгости к оценке других, они характеризуются высокой эмоциональной напряженностью.

Для педагогов Эстонии характерной является активность, готовность иметь дело с новыми людьми, обстоятельствами и ситуациями. Они склонны к риску, активные и раскованные в новых жизненных условиях. Демонстрируют уверенность в себе, независимость, свои убеждения считают единственно верными и стремятся навязать свое восприятие мира окружающим. В разных жизненных и профессиональных условиях деятельности они обычно избирают авторитарную позицию. Представители эстонской выборки также характеризуются рассудительностью, реалистичностью мыслей, практичностью, средней жесткостью в отношении к окружающим.

Педагоги Латвии достаточно доброжелательные, общительные, с проявлением абстрактного мышления, свободно мыслящие. Характеризуются умеренной самостоятельностью, достаточно объективны и решительны. Отмечается погруженность во внутренние потребности и заботы о практических вопросах. Но по сравнению с учителями Эстонии они более спокойны и расслаблены.

Педагоги Беларуси характеризуются высокими показателями по шкалам A, C и Q3, что свидетельствует об их открытости, естественности поведения, доброте, готовности прийти на помощь. Они демонстрируют высокий уровень самоконтроля, который проявляется как в их поведении, так и мысленно, в их моральных установках. Они всегда стремятся довести начатое дело до завершения. Характеризуются эмоциональной зрелостью, стойкостью и постоянством в своих интересах. Для респондентов Республики Беларусь также характерным является высокий интеллект, они - обладатели аналитического мышления, склонные к экспериментам, не воспринимают все на веру, привыкли все проверять на практике. Также отличаются смелостью, практичностью и уверенностью в себе.

Анализируя профиль личности толерантных и интолерантных педагогов (рис.6), можно констатировать, что основные отличия профилей наблюдаются по шкалам: эмоциональная стабильность, настороженность, дипломатичность, эмоциональная напряженность, тревожность.

Профиль личности толерантных/интолерантных педагогов



Рис. 6.

Профиль личности толерантных/интолерантных

педагогов



(n=120)



Анализ профиля позволяет отметить не только наиболее выраженные качества личности у толерантного – интолерантного педагога, но и оценить личность в целом. Профиль личности педагога с высоким уровнем толерантности включает высокие оценки по шкалам С (наблюдается эмоциональная стабильность), Н (активности педагогов в контактах с людьми), минимальные оценки по шкалам L (гибки в отношении перемен, не ожидают враждебности в свой адрес, уживчив и независтлив, не стремится конкурировать, боле склонен к диалогу и сотрудничеству), O (низкий уровень тревожности) и средние по шкалам Q2 (мнение группы уважает так же, как и свое, учитывает его, может изменить собственное под давлением группы, однако ответственные решения предпочитает принимать самостоятельно), Q4 (пытается объективно воспринимать происходящее и окружающих людей).

Профиль личности интолерантного педагога включает высокие оценки по шкалам L, N, О. Такие люди к окружающим относятся без особой доверительности, возможны конфликты и разногласия. Умение общаться с людьми снижено оценкой по фактору Е, что свидетельствует о том, что они склонны избегать ситуаций, требующих собственной ответственности. Неадекватность в общении с другими людьми усугубляется высокой оценкой по фактору О. Педагогу с низким уровнем толерантности характерна подозрительность во взаимоотношениях с людьми, от которых что-либо зависит, он плохо переносит критику, похвалу же принимает с недоверием, склонен фиксироваться на неприятных сторонах событий, что препятствует поискам выхода из проблемных ситуаций.

Средние показатели результатов исследования компонентов полиэтнической компетентности представлены на рис.7.

Средние показатели результатов исследования компонентов полиэтнической компетентности педагогов



Рис.7.

Средние показатели результатов исследования компонентов

полиэтнической компетентности педагогов



(n=120)



По результатам исследования полиэтнической компетентности специалистов образования сделаны следующие выводы:

Результаты эмпирического исследования подтвердили, что полиэтническая компетентность педагога представляет собой сложный феномен, имеющий гибкую структуру, меняющуюся в зависимости от конкретной среды, но все компоненты которой включают культурно-когнитивные, индивидуально-личностные и поведенческие особенности.

Показателями высокого уровня развития полиэтнической компетентности педагога с учетом выделенных компонентов являются: толерантность сознания, этническая идентичность, этническое самосознание, этнокультура, эмоциональный интеллект, эмпатия, самооценка умения работать в многонациональном коллективе, коммуникативная толерантность, педагогический стиль общения.
Они имеют наибольшее число внутрисистемных связей, являются базовыми, а соответственно, структурообразующими для деятельности специалиста полиэтнического общения. При этом наибольшим количеством корреляционных связей характеризуются типы этнической идентичности учителей рис.8.

Корреляционная плеяда показателей для педагогов с развитым уровнем полиэтнической компетенции





Рис. 8.

Корреляционная плеяда показателей для педагогов с развитым уровнем полиэтнической компетенции

(n=120)

Список показателей к рис. 8:

1. Толерантное сознание. 2. Позитивная этническая идентичность по типу «норма». 3. Этнонигилизм. 4. Этноэгоизм. 5. Этноизоляционизм. 6. Этнофанатизм. 7. Этническая индифферентность. 8. Родной язык. 9. Этническое самосознание. 10. Этнокультура. 11. Эмоциональный интеллект. 12. Эмпатия. 13. Умение работать в многонациональном коллективе. 14. Готовность взаимодействовать все равно с кем по национальности. 15. Позитивное отношение к разнонациональным бракам. 16. Осознание себя воспитателем. 17. Целостное представление о культуре и истории своего народа. 18. Положительное отношение к культуре других народов. 19. Представление о педагогических методах, учитывающих национально-психологические особенности. 20. Модель межнационального общения. 21. Этническая принадлежность. 22. Коммуникативная толерантность.



В результате была выявлена взаимосвязь между этнической идентичностью и толерантным сознанием – чем больше уровень развития этнической идентичности, тем выше толерантное сознание педагогов.

Существует также взаимосвязь между умением работать в многонациональном коллективе и этническим самосознанием педагогов. Структура этнического самосознания, этнические особенности ценностных ориентаций, исходя из корреляционного анализа, зависят от этнокультуры педагогов. Этническое самосознание влияет на целостность представлений педагогов о культуре своего народа, положительное отношение к культуре других народов, а также культурную межэтническую толерантность в сфере полиэтнического образования. Чем выше этническое самосознание, тем выше этнокультура педагогов. Чем выше уровень развития у учителей умений и навыков работы в сфере полиэтнического образования, тем выше этническое самосознание.

Эти компоненты, имеющие наибольшее число внутрисистемных связей, являются базовыми, а соответственно, структурообразующими для деятельности субъекта полиэтнического образования.

Особенности эмоционально-волевой, когнитивной, коммуникативной и регуляторной сфер личности, а также самосознания обусловливают уровень полиэтнической компетентности, о чем свидетельствует наличие множественных значимых связей между данными компонентами, выявленных в ходе исследования.

По результатам кластерного анализа разработана социально-психологическуая характеристика педагога с высоким уровнем развития полиэтнической компетентности. В данный кластер вошло 28,3% испытуемых (50% - Республика Беларусь, 26% - Латвия, 21% - Эстония, 16% - Псковская область).

Социально-психологическая характеристика педагога с развитой полиэтнической компетентностью: выраженность позитивной этнической идентичности, непредвзятая позиция в оценке поведения членов многонационального коллектива; средний уровень самооценки знаний и умений работы с многонациональным коллективом. Высокие показатели в области стремления к саморазвитию, хорошо знают этнокультуру своего народа и проявляют желание узнать больше о ней, а также готовность изучать другие этнокультуры. Сформированы социально-нравственные мотивы поведения в процессе взаимодействия с людьми иных этнических общностей, о чем свидетельствует эмоциональная стабильность, высокий уровень развития эмоционального интеллекта, доброжелательность, терпение, социальная ответственность, самостоятельность. Адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека, нормальный уровень развития эмпатии, хорошее чувство партнера по общению, высокий уровень сопереживания, учтивость, экстравертность, способность к рефлексии. Обладают способностью необычно решать обычные проблемы, поскольку у них отсутствуют стереотипы, умеют преодолевать свои предубеждения, имеют гибкое мышление. Проявляют готовность к взаимодействию в различных социальных этнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе, характеризуются социальным оптимизмом, инициативностью, креативностью, стремлением ко всему новому. Способны к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств, что отмечается отсутствием напряженности в поведении и тревожности, общительны, обладают коммуникативной толерантностью, прогностицизмом, а также умением найти выход из сложной ситуации. В установках на стили педагогического общения преобладают стили дифференцированного внимания и активного взаимодействия, в большинстве своем склонны к эмоционально-методическому стилю педагогического взаимодействия.

В структуре культуры общения в сфере полиэтнического образования установлены значимые различия в уровне развития полиэтнической компетенции между учителями России и странами Балтии, а также Республики Беларусь. Сравнительный анализ полиэтнической компетентности педагогов показал, что самый высокий уровень полиэтнической компетентности у педагогов Республики Беларусь. Учителя Эстонии и Латвии также обладают достаточно высоким уровнем полиэтнической компетентности с небольшим превосходством последних. Относительно педагогов Псковской области можно сделать вывод о том, что полиэтническая компетентность развита у них в средней степени.
Интегральный показатель уровня развития полиэтнической компетентности среди педагогов представлен на рис.9.

Развитие уровня полиэтнической компетентности педагогов



Рис.9.

Развитие уровня полиэтнической компетентности педагогов

(n=120)



Существует противоречивый характер процессов полиэтнического взаимодействия в странах Балтии и особенности трансформации этнической идентичности русскоязычного населения. Одной из причин высокого уровня развития толерантности в отношении этнических меньшинств является культурное и этническое разнообразие в регионе проживания, что создает возможности для непосредственного ознакомления с различными этнокультурами, а значит, и более высокого уровня развития полиэтнической компетентности.

Кластерный анализ эмпирических данных выявил четыре психологических типа учителей с разным уровнем развития полиэтнической компетентности: первый тип – учителя с высоким уровнем полиэтнической компетентности; второй тип – учителя со средним уровнем развития полиэтнической компетентности; третий тип – учителя с высоким уровнем полиэтнической компетентности, но в то же время и наибольшей этнической индифферентностью; четвертый тип – учителя с низким уровнем полиэтнической компетентности, нуждающиеся в дополнительном развитии всех ее компонентов.

Следующим этапом эмпирического исследования являлось исследование эмоционального интеллекта как психологического ресурса полиэтнической компетентности. Эмоциональный интеллект в полиэтническом контексте будем понимать как способность понимать и регулировать собственные этнические чувства и эмоции и партнеров по общению и взаимодействию.

По результатам проведенных исследований - уровня развития эмоционального интеллекта студентов, учителей, психологов, социальных работников, врачей и служащих г.Пскова и Псковской области были сделаны выводы о роли эмоционального интеллекта как ресурса развития этнической толерантности субъектов образования: 1) по данным корреляционного анализа эмоциональный интеллект имеет положительные корреляционные связи с общительностью (r=0,61), уравновешенностью (r=0,68) и обратные – с повышенной невротичностью (r=-0,21), эмоциональной лабильностью (r=-0,28), раздражительностью (r=-0,26), спонтанной агрессивностью (r=-0,42), депрессивностью (r=-0,38) и реактивной агрессивностью (r=-0,47) (рис.10).

Взаимосвязь эмоционального интеллекта с личностными характеристиками



Рис.10.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта с личностными

характеристиками



(n=719)

Данные взаимосвязи показывают, что проявлению высокого уровня эмоционального интеллекта способствуют высокая социальная активность, потребность в общении и готовность к ее удовлетворению, склонность к эмоциональному реагированию на потребности другого человека. Об этом также свидетельствует способность к осознанию и регуляции собственных эмоций и чувств, тонкое понимание состояния других людей, уважение к окружающим на основе самопринятия и уверенности в себе; 2) у респондентов с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта проявляется умеренная экстравертированность и средневыраженная эмоциональная устойчивость; 3) современному специалисту образования необходимо умение быстро перестраиваться, адаптироваться к новым условиям, в сжатые сроки осваивать новое, а значит, нужны знания, умения управлять своим состоянием, инициатива, ответственность, умение налаживать контакты с партнёрами по взаимодействию, находить своё место в меняющейся социальной ситуации, а следовательно, развивать эмоциональный интеллект и уровень общего интеллекта в процессе обучения в вузе; 4) сознательное и своевременное повышение качества образования и управление им станет возможным, если будущие специалисты образования с первого курса обучения будут знать свои потенциальные возможности и станут целенаправленно развивать свой эмоциональный интеллект; 5) уровень развития эмоционального интеллекта является психологическим ресурсом развития этнической толерантности, а значит, и полиэтнической компетентности в целом.

По результатам исследования в четвертой главе можно сделать общий вывод: ситуация полиэтнического взаимодействия, в которой перманентно находятся педагоги Республики Беларусь и стран Балтии, дает специалисту больше возможностей приобретения опыта и знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию этнической толерантности и развитию коммуникативных умений и навыков. Однако государственная политика, в том числе реформа системы образования, может вызвать как этнокультурную ассимиляцию, так и стимулирование маргинализационных процессов в группах меньшинств. В отличие от стран Балтии, Псковская область находится в стадии становления полиэтничности. Всего лишь последние 15 лет в Псковскую область стали активно мигрировать представители из других этнических регионов, поэтому специалистам образования Псковской области свойственна размытость этнической идентичности и отсутствие опыта общения с представителями других этнических групп, что вызывает низкий уровень развития полиэтнической компетентности и определенные психологические трудности.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "«Сравнительное психолого-акмеологическое исследование особенностей становления и развития полиэтнической компетентности специалистов образования»"
  1. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    психологии. С.Л.Рубинштейн, выдвинув личностный принцип, противопоставил его психологии функционализма, раздробляющей человека на изолированные психические функции, способности и состояния. В.Н. Мясищев также последовательно, как и С.Л. Рубинштейн, реализовывал этот принцип в своих трудах. Нужно отметить, что реализация этого принципа в психологии еще продолжается, не закончена: с большим трудом
  2. Методы акмеологических исследований
    психолого-акмеологических принципов и методов, позволяющих решать проблемы и задачи развития профессионализма личности и деятельности Является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм (В.Г. Зазыкин); — акмеоцентрический подход — ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное
  3. "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
    психолого-педагогического обеспечения гражданского становления специалиста как важного слагаемого на пути к достижению "акме" гражданственности. Резюме Наряду с актуальным профессиональным становлением личности в настоящее время в обществе все более отчетливо формируется позиция, предполагающая необходимость гражданского становления. Гражданское становление, являясь элементом
  4. Категориально-понятийный аппарат акмеологии
    психологических словарях сама эта категория не рассматривается вообще, в них также отсутствует научное осмысление другой важной акмеологической категории — «профессионал». Поэтому прежде необходимо обратиться к общим представлениям о данной категории. «Профессионал» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова определяется как «человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего
  5. Акмеологические методы
    психологии. Проведенные исследования доказали такую правомочность. В акмеологических кругах сложилось устойчивое мнение, что, вообще говоря, акмеологическими можно считать любые научные методы, помогающие эффективно решать акмеологические задачи и проблемы. При этом, правда, делалась принципиальная оговорка, что точнее было бы называть такие методы — методами акмеологических исследований, но при
  6. Краткий акмеологический словарь
    психологии, умеющий решать широкий круг научных и практических психологических и акмеологических профессиональных задач, преимущественно специализирующийся в работе с перспективными кадрами, помогающий им в осуществлении их личностно-профессионального развития вплоть до высокого уровня профессионализма. Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин
  7. Психолого-акмеологическое сопровождение профессиональной подготовки госслужащих
    психологии и акмеологии под личностно-профессиональным развитием понимается процесс формирования личности и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях. Личностно-профессиональное развитие осуществляется как непосредственно в процессе профессиональной деятельности "на местах", так и в системе переподготовки и повышения квалификации. С целью
  8. Факторы, обеспечивающие продуктивное развитие аутопсихологической компетентности госслужащих
    психологической компетентности явилось положение о единстве внешних и внутренних факторов (С.Л.Рубинштейн). Факторы продуктивного развития АК являются активными детерминантами и инициаторами процесса становления АК. Их воздействие может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие АК. Например, некоторые внутренние факторы (вид психологической защиты, отдельные качества
  9. СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ СМЫСЛА жизни и АКМЕ с другими понятиями
    психологическое исследование человека как субъекта жизнедеятельности. Для получения научно убедительного знания наиболее существенных характеристик процесса достижения великими или выдающимися людьми своего акме при их движении от момента рождения и до переживания каждым из них, образно говоря, своего «звездного часа» столь же важно использовать действительно работающий на всестороннее и
  10. Основное содержание работы
    психология среды как идео- логия, теория функциональных систем П.К.Анохина, концептуальные идеи А.А.Деркача о рефлексирующей среде, мотивации развития профессионала (В.Г.Асеев). Процесс развития профессионала в акмеологической среде представлен через трехмерное преобразование: ось У – оптант – специалист – профессионал – суперпрофессионал; ось Х – среда социализации –

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011