<< Предыдушая Следующая >>

Состояние научной разработанности проблемы исследования

Анализ исследований проблемы МПО свидетельствует о все возрастающем интересе к данному вопросу в разных областях научного знания: социологии (О. Конт, К. Мангейм, Р. Мертон, Ч.Р. Миллс, Д.С. Милль, П. Парсонз и др.), философии (Платон, П.А. Сорокин, П.А. Флоренский, М.С. Каган, Г.А. Кондратова, Т.В. Шитцова и др.), этнографии (Р. Бенедикт, Ф. Боас, Л. Леви-Брюль, М. Мид и др.), демографии (В.Н. Архангельский, В.А. Борисов, Б.Д. Бреев, Л.С. Лебедева и др.), культурологии (И.С. Кон, М. Мид и др.) и т.д. Таким образом, проблема МПО является междисциплинарной.

Анализ литературы по вопросам современного состояния МПО (А.Н. Афанасьева, В.Г. Безрогов, М.С. Бережная, М.Х. Богатырева, З.Н. Галич, О. Гаман, М.Б. Глотов, Н.В. Гудков, Н.И. Ильин, Б.В. Дубин, В.К. Егоров, С.А. Жукова, Т.В. Игнатова, Э.Э. Кибизова, И.С. Кон, Ю.М. Лотман, Э.В. Сайко, В.В. Семенова, С.Г. Спасибенко, М.Х. Титма, Г.Г. Феоктистов, Н.В. Шахматова, Т.В. Шитцова и др.) выявил проблему, касающуюся характера и качества этих отношений. В частности, исследователи отмечают их противоречивый характер: от конфликта, с элементами эйджизма (т.е. дискриминацией по возрасту) до разрыва. Однако для сохранения стабильности человеческого общества, его цивилизационного, культурного развития необходима преемственность между поколениями.

В отечественной психологической науке эта проблема обозначается как актуальная и совсем недавно названа «приоритетным направлением развития психолого-педагогических исследований» (Д.И. Фельдштейн, Бюллетень ВАК №6, 2005 г.). Отношения между поколениями относятся к тем социальным проблемам, которые «настоятельно требуют психологического изучения».
Масштаб объекта исследования позволяет отнести его к макропсихологическим исследованиям, способствующим созданию образа общества (А.Л. Журавлёв).

Особую значимость и актуальность проблема МПО приобретает в контексте акмеологического знания, которое дает ответы на вопросы, связанные с поиском путей и факторов, способствующих достижению человеком вершин своего развития. Одной из основных задач, которую решает акмеология, является изучение психологических характеристик, которые должны быть сформированы у человека на разных этапах его возрастного развития, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Панфёров и др.). Акмеология, как область знания о высших достижениях человека и цивилизации, (К.А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, А.И. Анцыферова, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Ю.В. Синягин, Е.И. Степанова и др.) позволяет рассматривать отношения между людьми как важнейшее условие достижения ими вершин своего развития. Поэтому можно высказать предположение, что формирование у человека толерантного отношения к представителям своего и других поколений (у детей к родителям и прародителям, у родителей к своим детям и своим родителям, у прародителей к своим внукам и детям, уважение к старости в обществе, понимание ценности жизни ребенка, уважение его прав, исключение элементов эйджизма из практики человеческих отношений и т.д.) является важнейшим условием саморазвития личности и достижения акме.

Существующие подходы к исследованию проблемы МПО в современной отечественной психологии ориентированы в основном на изучение проблемы «отцов и детей», семейных отношений и психотерапии семьи (М.
А. Абалкина, В.С. Агеев, Ю.Е. Алёшина, А.А. Бодалёв, А.В. Гумницкая, В.Н. Дружинин, И.А. Иванчикова, М.Н. Кириленко, С.В. Ковалев, Л.Ф. Обухова, Р.В. Овчарова, М.В. Полевая, И.Н. Рахманина, Л.А. Регуш, Л.К. Рубченко, Ю.О. Севостьянов, Г.Г. Семёнова-Поляк, В.Л. Ситников, М.В. Соколова, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, А.В. Толстых, Е.В. Трифонова, О.А. Шаграева, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

Вместе с тем появившиеся в последней трети прошлого столетия исследования, которые легли в основу таких теоретических направлений, как теория геронтогенеза (М.Д. Александрова, Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова, В.В. Фролькис), теория жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова), а также исследования, посвященные изучению особенностей развития взрослого и пожилого человека (В.Д. Альперович, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.И. Афанасьева, Т.А. Барышева, Р. Батлер, Л.В. Бороздина, В.М. Бызова, Л.А. Головей, М.Э. Елютина, М.В. Ермолаева, О.В. Краснова, Н.Н. Сачук, Е.И. Степанова, Г.С. Сухобская, В.Д. Шапиро, И.В. Шаповаленко и др.), ознаменовавшие появление новых научных знаний о возможностях развития в зрелый и поздний периоды жизни и подчеркивающие способность к развитию личности зрелого и пожилого человека, стали основанием нашего исследования отношений между представителями разных поколений, как представителями разных возрастных групп.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Состояние научной разработанности проблемы исследования"
  1. Состояние научной разработанности проблемы исследования
    научно-практической задачи по психолого-акмеологическому сопровождению развития профессионального здоровья специалиста. На данном этапе исследования развития профессионального здоровья связаны с дальнейшими разработками проблемы в рамках акмеологии и нацелены на решение задач повышения личностной зрелости человека (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.К. Маркова), здоровьесберегающих
  2. Состояние научной разработанности проблемы исследования
    научного исследования в работах А.В. Барабанщикова, Н.В. Бордовской, Л.Е. Варфоломеевой, В.И. Горовой, Л.И. Гурье, В.Г. Иванова, С.Г. Измайлова, В.Е. Иноземцевой, А.А. Кирсанова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Г.У. Матушанского, А.В. Никитина, А.А. Реана, Л.И. Романковой, В.А. Сластенина и др. Их теоретические и методологические разработки предшествовали акмеологическому анализу
  3. Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
    состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста. В результате происходящих в России экономических и
  4. Психотехнологические методы анализа, критерии и показатели продуктивной профессиональной деятельности
    состоянием развития технологической базы данной профессиональной области и соответствующими требованиями, предъявляемыми к профессионалам высокой квалификации, "экстра-класса". Достижение профессионалами данного уровня показателей является уже целью систем совершенствования профессионального мастерства и предметом интереса акмеологической науки. Таким образом, данные критерии эффективности
  5. Состояние разработанности проблемы исследования
    состояния организационной среды. Акмеологическая наука разработала модели и методы аналитической, экспертной, модельной диагностики, необходимые для установления уровня развития среды и профессионала. Цель исследования заключается в разработке концепции развитии профессионала в акмеологической среде. Объект исследования – акмеологическая среда развития профессионала. Предмет
  6. Состояние разработанности проблемы исследования
    состояния общества, социальной дезорганизации, негативной социальной реакции. Однако теоретические основы психологии определяют необходимость исследования патогенетических механизмов развития личности делинквентного подростка (Андреева Г.М., 1995; Василькова Ю.В., 1998; Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К., 2000; Литвак Р.А., 2001; Реан А.А., 2005 и др.); проблемы социальной
  7. Актуальность исследования
    научные разработки [Современная российская элита, 2008]. Элитологическая концепция мышления и интерпретация на ее основе причин происходящих политических, социальных, экономических, культурных изменений становится все более востребованной в российском обществе, что обусловлено рядом проблемных ситуаций, порожденных той ролью, которую играет элита в современном мире: - неоднозначным отношением
  8. Состояние проблемы исследования
    научных исследованиях Н.В.Кузьминой, А.А.Деркача, Е.Н.Богданова В.Г.Зазыкина, Л.Г.Лаптева, В.Г.Михайловского, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова и др. широко освещается проблема психоло-го-акмеологического подхода к изучению профессионального мастерства, профессионального творчества, профессионального самосознания педагогических кадров. Вместе с тем можно констатировать недостаточную
  9. Состояние и степень разработанности проблемы
    состояние), так и устойчивую (системокомплекс личностных особенностей) составляющей. Психологическая готовность к деятельности исследуется в широком контексте психологических, акмеологических и педагогических исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Бершедова, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.В. Лежнина, Ю.П. Поваренков, Р.Д. Санджаева и др.) как состояние, как системное личностное
  10. Задачи исследования
    состояния разработанности и методологических подходов к проблеме исследования, междисциплинарного и эмпирического анализа акмеологической сущности этапов изучаемого процесса. 2. Определить совокупность критериев, показателей и уровней профессионального становления преподавателей высшей школы. 3. Разработать акмеологическую концепцию профессионального становления преподавателей высшей

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011