<< Предыдушая Следующая >>

Состояние научной разработанности проблемы исследования

Проблема развития профессионального здоровья личности относится к классу теоретико-прикладных психолого-акмеологических проблем. Её постановка инициирована двумя основными факторами: практическим необходимостью рассмотрения развитие профессионального здоровья специалиста в контексте жизнедеятельности, а также в профессиональной деятельности; теоретическим наличием концептуальной базы, на основе которой формулируется данная проблема, намечаются основные направления её анализа.

Теоретико-методологическое значение философского и социологического анализа данной проблемы состоит в постановке ключевых вопросов, формирующих предметно-онтологическую схему познания развития профессионального здоровья специалистов.

Теоретико-методологическим основанием постановки проблемы развития профессионального здоровья выступает комплекс представлений, раскрывающих понятия индивида, субъекта и личности в психологии (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, В.Г. Асеев, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев), акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина), профессионального здоровья (В.А. Пономаренко, О.И. Жданов).

Теоретический анализ медико-психологических исследований данной проблемы показал, что здоровьесберегающая компетентность – необходимый компонент в развитии профессионального здоровья, являющийся психогигиеническим фактором укрепления соматического и психического здоровья человека. Результаты исследований доказывают принципиальную возможность психолого-акмеологического сопровождения и психолого-акмеологической коррекции, саморазвития и самосовершенствования на бессознательном уровне за счет актуализации резервных возможностей человека (В.А. Пономаренко, О.И. Жданов, И.М. Бажина, В.И. Моросанова, Л.В. Попадьина, Т.А. Корнюшина, Н.Б. Суворов, В.Л. Райков идр.).

Первым этапом в изучении проблемы развития профессионального здоровья личности является её постановка в контексте изучения процессов самопознания, самоорганизации, саморегуляции, здоровьесбережения, самосовершенствования личности.
Результаты данных исследований привели к пониманию закономерностей формирования адекватного самовосприятия и самоотношения, а также причин и природы кризисов и конфликтов в сфере самопознания, т.е. широкого круга нарушений адекватности представления человека о своем Я, его самооценки, разнообразных искажений и трансформаций образа Я, а также личностных механизмов аутопсихокоррекции. Психолого-акмеологический подход к изучению самосознания и самопознания получил развитие в работах А.А. Деркача, В.С. Агапова, Н.С. Глуханюк, О.В. Москаленко и выразился в создании технологии продуктивного развития профессиональной Я-концепции и профессионального самосознания.

Современные представления о психической саморегуляции разработаны в работах, имеющих теоретико-экспериментальный и прикладной характер (перцептивно-образная регуляция – Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, С.Д. Смирнов, А.А. Гостев; эмоциональная регуляция мышления – О.К. Тихомиров, Э.Д. Телегина) и раскрывающих понятия «самоконтроль» (Г.С. Никифоров), «волевая регуляция» (В.А. Иванников), «ответственность» (А. Муздыбаев), «самостоятельность» (А.И. Высоцкий), «профессиональное здоровье» (В.А. Пономаренко), развития здоровьесберегающих качеств (О.И. Жданов, М.Ф. Секач).

Практические аспекты проблемы психической саморегуляции отражены в работах, раскрывающих понятия «аутогенная тренировка», «самогипноз», релаксация, «медитация», «самопрограммирование», «психотехники» (Х. Линдеман, Л. Шерток, И.Г. Шульц, Г.С. Беляев, Ф.Е. Василюк, Л.П. Гримак, О.И. Жданов, Г.В. Смирнов). Особый интерес вызывает синергетический подход, рассматривающий процессы самоорганизации в открытых системах под углом зрения нелинейного мышления (В.С. Егоров, Г.А. Котельников, А.П. Назаретян, И.Р. Пригожин).

Существенно важным для данного исследования является акмеологический подход к разработке интегративных гуманитарных технологий личностно-профессионального развития (А.А. Деркач, А.С. Гусева, А.В. Кириченко, А.С. Огнев, Е.В. Селезнева, В.А. Толочек, Н.А. Коваль) и моделированию психолого-акмеологического сопровождения профессиональной подготовки специалиста (С.
А. Анисимов, А.А. Деркач, Ю.В. Синягин, С.А. Федоренко, Н.А. Халимова).

Второй этап в генезисе проблемы развития профессионального здоровья связан с постановкой научно-практической задачи по психолого-акмеологическому сопровождению развития профессионального здоровья специалиста. На данном этапе исследования развития профессионального здоровья связаны с дальнейшими разработками проблемы в рамках акмеологии и нацелены на решение задач повышения личностной зрелости человека (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.К. Маркова), здоровьесберегающих качеств, психотехнологий развития здоровьесберегающей компетентности (Э.Ф. Зеер, А.С. Гусева, Т.Е. Егорова, И.В. Елшина, В.А. Пономаренко, О.И. Жданов, В.В. Воронин, В.В. Лешин, М.Ф. Секач, А.П. Ситников).

Несмотря на довольно широкий спектр теоретических подходов, содержательно связанных с изучением развития профессионального здоровья специалиста, эта проблема не получила пока целостного и систематического научного анализа. Поэтому в данном диссертационном исследовании поставлена задача обобщить, систематизировать и теоретически осмыслить весь комплекс подходов, теорий и представлений, сущностно связанных с изучением развития профессионального здоровья специалиста, и на этой основе разработать целостную психолого-акмеологическую концепцию развития профессионального здоровья специалиста.

Таким образом, актуальные потребности общественной практики и недостаточная разработанность теоретических основ развития профессионального здоровья личности обусловили выбор темы, предопределили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель исследования заключается в разработке и теоретико-эмпирическом обосновании психолого-акмеологической концепции развития профессионального здоровья специалиста.

Объект исследования – профессиональное здоровье специалиста.

Предмет исследования - психолого-акмеологические закономерности, механизмы, технологии, условия и факторы, пути оптимизации процесса развития профессионального здоровья специалиста.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Состояние научной разработанности проблемы исследования"
  1. Основные проблемы перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)
    состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста. В результате происходящих в России экономических и
  2. Психотехнологические методы анализа, критерии и показатели продуктивной профессиональной деятельности
    состоянием развития технологической базы данной профессиональной области и соответствующими требованиями, предъявляемыми к профессионалам высокой квалификации, "экстра-класса". Достижение профессионалами данного уровня показателей является уже целью систем совершенствования профессионального мастерства и предметом интереса акмеологической науки. Таким образом, данные критерии эффективности
  3. Состояние разработанности проблемы исследования
    состояния организационной среды. Акмеологическая наука разработала модели и методы аналитической, экспертной, модельной диагностики, необходимые для установления уровня развития среды и профессионала. Цель исследования заключается в разработке концепции развитии профессионала в акмеологической среде. Объект исследования – акмеологическая среда развития профессионала. Предмет
  4. Состояние разработанности проблемы исследования
    состояния общества, социальной дезорганизации, негативной социальной реакции. Однако теоретические основы психологии определяют необходимость исследования патогенетических механизмов развития личности делинквентного подростка (Андреева Г.М., 1995; Василькова Ю.В., 1998; Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К., 2000; Литвак Р.А., 2001; Реан А.А., 2005 и др.); проблемы социальной
  5. Актуальность исследования
    научные разработки [Современная российская элита, 2008]. Элитологическая концепция мышления и интерпретация на ее основе причин происходящих политических, социальных, экономических, культурных изменений становится все более востребованной в российском обществе, что обусловлено рядом проблемных ситуаций, порожденных той ролью, которую играет элита в современном мире: - неоднозначным отношением
  6. ЛЕЧЕНИЕ
    состояния, конечные цели лечения, создаются новые прогрессивные революционные лекарственные средства с чрезвычайно сложными механизмами коррекции АД. Во многих странах мира были приняты федеральные (государственные) программы по борьбе с гипертензией и её социальными последствиями. Они касаются в основном тех аспектов проблемы, которые напрямую связаны с необходимостью активного выявления
  7. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИНАТОЛОГИИ
    состояний плода и новорожденных - использование современных методов диагностики: а) ЭКГ и ФоноКГ плода б) мониторинг с помощью УЗИ и кардиотокографии в) генетические методы исследования – пункция хориона (еще до 12 недели беременности). 3) Социально-медицинское направление - изучение уровня и структуры перинатальной заболеваемости и смертности, по которым
  8. ПЕРЕНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ РОДЫ
    состояния матки, включая и родовую деятельность, имеет гипоталамус и структуры лимбического комплекса, в первую очередь миндалевидные ядра и корковые образования, расположенные в височных долях больших полушарий. В наступлении беременности, ее течении, развитии и характере родовой деятельности большая роль принадлежит эстрагенам, гестагенам, кортикостероидам, хорионическому гонадотропину,
  9. КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ОСЛОЖНЕННОГО И НЕОСЛОЖНЕННОГО ТЕЧЕНИЯ
    состояния у больных язвенной болезнью, осложненной кровотечением и перфорацией, происходит за счет факторов самочувствия и активности. Впервые продемонстрирован психологический профиль больных с прободной язвой, характеризующийся склонностью к пренебрежению морально-этическими нормами и способностью стойко и активно реализовывать данную тенденцию. Впервые определена зависимость между
  10. Рибонуклеиновые кислоты вирусов гриппа
    состоянии роста молекулы диссоциируют с полисом, а в ассоциированном с полисомами состоянии остаются только закончившие свой синтез молекулы вкРНК, и они имеют то же относительное распределение по РНК-фрагментам, что и РНК, изолированная из вирионов. Эти эксперименты были описаны здесь так -подробно для того, чтобы прояснить несколько важных для синтеза вкРНК фактов, ©o-первых, неравномерное

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011