<< Предыдушая Следующая >>

Содержание категории «способности» в психологическом исследовании

В психологии термин «способности» рассматривается с точки зрения успешности человека в деятельности. Однако исследования показывают, что на оценку успешности деятельности влияют многие факторы, в том числе и готовность общества принять и оценить эти достижения. Поэтому, принимая критерий успешности, предлагается уточнить содержание этого понятие и рассматривать «способности» как меру соответствия индивидуально-психологических особенностей субъекта определенной предметной области реальности (шире – объекту его жизнедеятельности).

Способности человека даны всегда в единстве общих и специальных свойств.
Между ними имеется единство и различие (Рубинштейн, 2002; Теплов, 1985; Крутецкий, 1998; Чуприкова, 2007). Решение проблемы общих и специальных способностей, согласно В.Д. Шадрикову (2009), состоит в том, общие способности – это свойства функциональных систем человека, специальные способности – это общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности.

Способности обеспечивают легкость, прочность усвоения знаний, умений и навыков. Подразумевается, что способности – это не знания, умения и навыки; приобретение знаний, умений и навыков способствует развитию способностей.
При этом возникают вопросы: 1) в каком соотношении находятся способности и знания; 2) всегда ли усвоение знаний будет способствовать развитию способностей; 3) если способности – это не знания, умения и навыки, то каков их онтологический статус? Мы полагаем, что способности – это функциональное свойство структур ментального опыта субъекта, являющихся психическим носителем способностей, мера соответствия которых определенной предметной области реальности (объекту жизнедеятельности) определяет продуктивность человека в этом виде деятельности.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Содержание категории «способности» в психологическом исследовании"
  1. А
    содержания; ? соотнесении индивидуального подхода к личности, группе и т. д. с типизацией, типологизацией, факторизацией; анализе стратегий и методов; ? внутренней интеграции общей и специальных областей акмеологии, в частности, жизненного пути и профессиональной деятельности личности, при дифференциации ценностного, биографического и социологического и других подходов к жизни;
  2. С
    содержанием, методами и формами профессионального просвещения и консультации. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ – специфический процесс его личностно-профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая социальную
  3. Компетентностный подход в современном российском образовании
    содержанию и структуре диагностических процедур. Компетентностный подход в современном российском образовании является достаточно проблемным. Так, например, языковой аспект этой проблемы связан с введением понятий «компетенция и компетентность». М.Е. Бершадский рассматривает проникновение понятий «компетенция» и «компетентность» в русский язык как очередное проявление процесса, в результате
  4. Исследовательские гипотезы
    содержания химии; логико-психологический анализ особенностей мыслительных процессов, задействованных при решении химических задач; моделирование строения понятийной системы химии; эмпирические – наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, констатирующий и формирующий эксперименты. Использовался комплекс диагностических методик: 1 блок. Методики диагностики специальных
  5. Химик как субъект деятельности
    содержание данных компонентов не позволяет понять, в чем же специфика, какова сущность химических способностей. Например, содержание компонентов «химическая голова», «чувство вещества», «химические руки» в равной степени применима и для других специальных способностей. В рамках функционального подхода к раскрытию природы специальных способностей химиков исследователи пытаются сопоставить
  6. . Нейрогуморальная регуляция и состояние репродуктивной системы женского организма в период угасания ее функции
    содержания ФСГ в плазме периферической крови (по [177]) период пременопаузы. Хотя циклическая активность репродуктивной системы в постменопаузальном периоде прекращается, это еще не означает полного прекращения процесса гормонообразования в яичниках. Известно, что в организме некоторых женщин в этом периоде отмечаются признаки эстрогенизации и уровень половых гормонов в периферической крови
  7. Дисфункция репродуктивной системы при гиперпролактинемии
    содержания иммунореактивного гормона в сыворотке крови происходит в основном за счет низкомолекулярной формы и достигает максимума через 15-60 мин с последующим снижением к 60—120 мин уровня несколько превышающего исходный. Наряду с этим имеются данные о том, что однократное введение агониста ДА бромкриптина вызывает быстрое понижение уровня и общего, и низкомолекулярного иммунореактивного ПРЛ в
  8. Синдром поликистозных яичников
    содержания ФСГ в плазме периферической крови. Несколько менее постоянными признаками являются гирсутизм и ожирение. Для характеристики основных представлений о нарушениях репродуктивной функции у женщин с поликистозными изменениями яичников в рамках данного руководства использован общепринятый до настоящего времени термин «синдром поликистозных яичников». Вместе с тем следует предполагать, что
  9. Лейомиома матки
    содержанием в опухоли мышечных и соединительнотканных элементов. По имеющимся в литературе данным [20], в узлах ЛМ, располагающихся в среднем и внутреннем слоях миометрия, соотношение паренхимы и стромы равно 2:1, что позволяет считать межмышечные и подслизистые узлы истинными лейомиомами. В узлах же подбрюшинной локализации это соотношение равно 1:3, и в соответствии с морфологическими
  10. Климактерический синдром
    содержания ЛГ и ФСГ в периферической крови, кожной температуры и частоты пульса (уд./мин) в сопоставлении с эпизодами приливов жара (стрелки) у пациентки до и через 10 дней после проведения гормонального лечения 5.1. Климактерический синдром щитовидной железы и коры надпочечников в крови вне, во время прилива жара и после его прекращения, позволяют заключить, что повышение

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011