<< Предыдушая Следующая >>

Результаты экспериментального исследования

Полученные нами результаты позволили экспериментально зафиксировать, что формирование концептуальных структур во всех выборках подростков соответствует правилу роста (по мере возрастного развития и освоения химии происходит уменьшение времени химических дифференцировок) и правилу формы (время сложнейших дифференцировок больше, чем время сложных и простых) (табл. 3).

Высокая точность различения химических стимул-объектов более успешными в освоении химии подростками экспериментальной группы свидетельствует о соответствии концептуальных структур, сформированных в результате формирующего эксперимента, понятийным структурам химии.

Сравнительный анализ освоения химии в разных группах испытуемых показал (табл. 3), что недостаточная сформированность детализированного уровня концепта «вещество» у подростков контрольной выборки приводит к снижению объема долговременной памяти на сложную химическую информацию, уровня интереса к химии и показателя «химическая интуиция». У подростков экспериментальной выборки в результате целенаправленного формирующего эксперимента наблюдается более высокий уровень зрелости концептуальных структур химии, а именно образуются концептуальные структуры химии детализированного уровня, что проявляется в статистически значимом росте показателей специальных химических способностей – таких, как «химическая память», «химическая интуиция» и уровень интереса к химии.


Таблица 3

Динамика становления концепта «вещество» и

специальных химических способностей в разных группах испытуемых



Динамика становления концепта «вещество» и специальных химических способностей в разных группах испытуемых

Р* ? 0,05; Р** ? 0,01; Р***? 0,001.

Данный вывод подтверждается высоким уровнем дифференцированности одновременно с высоким уровнем интегрированности показателей зрелости концептуальных структур у испытуемых экспериментальной группы, который также может свидетельствовать об образовании химических способностей. Эти результаты согласуется с экспериментальными данными Е.В. Ивановой (1999), Г.А. Винокуровой (1999), В.В. Назаровой (2001), показавшими, что качественные изменения (приобретение новых способностей и качеств личности) сопровождаются ростом когнитивной дифференцированности и интегрированности.

В ходе формирующего эксперимента было показано, что развитие концептуальных структур, обеспечивающих успешное освоение химии, влияет на развитие как вербального, так и невербального интеллекта (Волкова, 2006).
Таким образом, целенаправленное развитие специальных способностей «ведет за собой» развитие интеллекта. Помимо теоретической, в исследовании закономерностей развития химических способностей под влиянием обучения, нам удалось реализовать практическую задачу: разработана и верифицирована образовательная программа, учитывающая закономерности развития концептуальных структур химии и химических способностей, позволяющая за меньшее учебное время более высокими темпами усваивать химические знания и ведущая к росту показателей общих и специальных способностей.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Результаты экспериментального исследования"
  1. Стратегия современной постменопаузальном терапии
    результатами многочисленных исследований (см. гл. 6). Показаниями для специальной медикаментозной терапии служат формы средней тяжести и тяжелые формы заболевания, тогда как при более легком течении тактика определяется в ходе динамического наблюдения за развитием болезни. Ведение женщин в климактерическом периоде включает более широкий круг вопросов, нежели только лечение КС. К ним относится
  2. ПРОЛАКТИН И РЕПРОДУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЖЕНЩИНЫ
    результате экспериментальных исследований было высказано предположение, что гликозилированный Прл секретируется непосредственно после формирования молекулы, в то время как вновь синтезированный негликозилированный проходит стадию накопления. Считают, что гликозилированный Прл является наиболее распространенной формой гормона, циркулирующего у женщин с нормопролактинемией, и составляет около 72%
  3. КЛАССИФИКАЦИЯ
    результатах экспериментальных исследований. К этиологическим факторам автор относит: генетические, пищевые, нейроэндокринные, социальные, атакже влияние определенных лекарственных препаратов и гиподинамию. В 1985 г. L.Seilens, основываясь на классификации G.Bray, представил более развернутый ее вариант, дополнив основными и сопутствующими эле-ментами, которые играют важную роль в развитии и
  4. ИНФЕКЦИОННЫЙ ЭНДОКАРДИТ
    результате транзиторной бактериемии вследствие инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей, чаще всего у молодых людей с ревматическими пороками сердца. Септический эндокардит у таких больных развивается обычно после продолжительных инфекционных болезней и сопровождается классическими физикальными признаками. В настоящее время заболевают преимущественно люди более старшего возраста, чаще
  5. ОБСТРУКЦИЯ МОЧЕВЫХ ПУТЕЙ
    результате механического сужения мочевых путей, так и вследствие функциональных нарушений, не связанных с фиксированной окклюзией в системе выведения мочи. Повреждения, вызывающие механическую обструкцию, могут произойти на любом уровне мочевых путей, от почечных чашечек до наружного отверстия мочеиспускательного канала. Чаще всего препятствие оттоку мочи локализуется в естественных участках
  6. Предсердные нарушения ритма: основные концепции
    результаты экспериментальных исследований. Тем не менее при сравнении экспериментальных данных, полученных в исследованиях на животных, с клиническими наблюдениями мы попытаемся указать наиболее вероятные механизмы, ответственные за те или иные нарушения ритма, встречающиеся у
  7. Гигиеническая оценка электромагнитных излучений в окружающей среде
    результатов экспериментальных исследований были разработаны ПДУ (в зависимости от частоты иди длины волны) электромагнитной энергии, которые легли в основу "Государственных санитарных норм и правил защиты населения от влияния электромагнитных полей" ( 1996). В соответствии с этими нормами ПДУ электромагнитной энергии не должны превышать величины, приведенные в табл. 108—110. ТАБЛИЦА 108 ПДУ
  8. Понятие о биологических ритмах человека
    результат непрерывного воздействия космических и геофизических факторов проникающего характера. К силам такого рода Ф.Браун относит космические лучи. атмосферное давление, электромагнитные поля, магнитное поле Земли, ионизация атмосферы и т.д. Интенсивность этих потоков связана с фазами Луны и циклами солнечных пятен. Например, еще в 1934 г. братья Дель отметили, что смертность людей резко
  9. Неврозы, формы.
    результатах экспериментальных исследований, полученных в лаборатории И.П. Павлова. Признание многофакторной обусловленности неврозов дополняется в них представлением о доминирующей роли психологического фактора. Специфическим для патогенетической концепции В.Н. Мясищева является рассмотрение невроза не только как нарушения функционирования организма в целом под влиянием психотравмы, не как
  10. Мышцы, соединительная ткань и их иннервация
    результате скольжения актиновых и миозиновых нитей повышается внутримышечное давление и увеличивается периметр мышечных оболочек (Henkelom В. et al., 1979). Эти соединительнотканные структуры (сарколемма, пери-и эпимизий) содержат коллагеновые волокна. Волокна сарколеммы имеют решетчатую ориентацию, которая не позволяет увеличиться объему мышцы (Заалишвили М.М., 1971; Гурфинкель B.C., Левин Ю.С.,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011