<< Предыдушая Следующая >>

Различные авторские периодизации возрастного развития

Фазы жизненного развития человека — возрастные периоды, выделяемые в разных классификациях, по различным основаниям. Наиболее распространенная современная международная классификация выделяет следующие фазы: младенческий возраст, раннее детство, среднее детство, подростковый (юношеский) возраст, молодость и ранняя взрослость, зрелый возраст, пожилой возраст (лет):

— младенчество — период возрастного развития от рождения до 2-х;

— раннее детство — период возрастного развития— от 2 до 6-ти;

— среднее детство — период возрастного развития от 6 до 12-ти;

— подростковый возраст — период возрастного развития от 12 до 15;

— юность — период возрастного развития от 15 до 19;

— период "акме " — период наиболее полного развития, "расцвета " всех сил человека. Достаточно определенно и унифицировано возрастные границы могут быть указаны только для "расцвета "индивидных характеристик. Период "акме"для человека как субъекта деятельности и личности является значительно менее унифицированным, его границы — более индивидуальны.

— ранняя взрослость — период возрастного развития от 20 до 40.

— средняя взрослость — период возрастного развития от 40 до 60.

— поздняя взрослость и старость — период возрастного развития от 60 лет и далее.

В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека.

Первая — младенчество, охватывает период до 2-х лет. Вторая фаза — предшкольный возраст, от 2-х до 5 лет. Третья — детство, 5—12 лет; четвертая - юность, 12-17 лет; пятая — ранняя взрослость, 17—25 лет; шестая — зрелость, 25—50 лет; седьмая — поздняя зрелость, 50-75 лет; восьмая - старость, от 75 лет и далее.


По мнению Б.Г.Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно вовсе не только для классификации Дж. Биррена, но является в целом достаточно распространенным явлением (например, D.Bromley, 1966; А.Люблинская, 1959 и др.). Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д.И.Фельдштейн, так же как и Б.Г.Ананьев, обращает внимание на некорректность построения периодизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации — по возрасту (младенчество, детство и т. д.) и по роду деятельности (дошкольный, школьный и т. д.).

В классификации Д.Бромлей (D.Bromley, 1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл, в свою очередь, подразделяется на несколько стадий. Цикл "детство" охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11 — 13 лет). Цикл "юность" подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года). Цикл "взрослость" состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл "старость" начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу, включает в себя период старческих болезней и умирания.


В классификации Э.Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития: от рождения до 1 года (младенчество или орально-сенсорная стадия), от 1 года до 3 лет (раннее детство или мышечно-анальная стадия), от 3 до 6 лет (возраст игры или локомоторно-генитальная стадия), от 6 до 12 лет (школьный возраст или латентная стадия), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).

В одной из распространенных современных международных классификаций (В.Квинн, 2000) выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 3 лет, раннее детство — от 3 до 6 лет, детство — от 6 до 12 лет, подростковый (юношеский) возраст — от 12 до 18 лет, молодость — от 18 до 40 лет, зрелый возраст — от 40 до 65 лет, пожилой возраст - от 65 лет

В современном фундаментальном издании по психологии развития Грейс Крайг (G.Craig, 1996, 2000) приводится хотя и близкая к вышеуказанной периодизация, но не совпадающая с нею полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 2 лет, раннее детство — от 2 до 6 лет, среднее детство — от 6 до 12 лет, подростковый и юношеский возраст — от 12 до 19 лет, ранняя взрослость — от 20 до 40 лет, средняя взрослость — от 40 до 60 лет, поздняя взрослость — от 60 лет и далее.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Различные авторские периодизации возрастного развития"
  1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
    различных периодизаций возрастного развития. Ключевые слова: фазы жизненного развития человека, младенчество, раннее детство, среднее детство, подростковый возраст, юность, период акме, ранняя взрослость, поздняя взрослость, старость. — фазы жизненного развития человека — возрастные периоды, выделяемые в разных классификациях, по различным основаниям. Наиболее распространенная современная
  2. Контрольная работа. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека, 2011
    различных периодизаций возрастного развития Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека Общая характеристика развития человека в онтогенезе Суть проблемы соотношения взрослости и зрелости Хронологический, биологический, социальный и психологический возрасты и возможные
  3. Психологический подход к личности
    различны. — Принцип соотношения индивидуального и общественного, согласно которому: — или абсолютизируется одна из детерминант — при социологизации, личность рассматривается лишь как единица, "атом" общества, "совокупность общественных отношений" (К.Маркс); при абсолютизации индивидуального подчеркивается неповторимость, врожденность личностных особенностей; — или рассматривается их
  4. Нейрогуморальная регуляция и состояние репродуктивной системы в период ее становления
    различных аспектах созревания репродуктивной системы и сформулировать представления об этапах этого процесса и его механизмах. Развитие женского организма от рождения до созревания можно разделить на отдельные периоды, которые характеризуются определенными морфологическими и эндокринными особенностями. Ниже приводятся основные варианты классификаций периодов созревания женского организма
  5. НАРУШЕНИЯ ОБОНЯНИЯ, ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ И СЛУХА
    различных химических веществ. На основании вида химического раздражения, приводящего к наиболее выраженной ответной реакции, особенности реагирования чувствительных аксонов можно разделить на несколько классов. Например, для нейронов, сильнее всего реагирующих на сахарозу, вторым наилучшим раздражителем почти всегда будет хлорид натрия. В результате того, что отдельные вкусовые афферентные
  6. Р
    различные вирусы растений. +++ рабдомиома (от греч. rh{{a}}bdos — полоска и миома), доброкачественная опухоль, образованная из поперечнополосатой мышечной ткани. У животных встречается редко. +++ радиационная токсикология, раздел радиобиологии, изучающий пути поступления радиоактивных изотопов в организм, их распределение, кинетику обмена и биологическое действие. Эти сведения в
  7. ПОЛИОРГАННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ И НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
    различных критических состояниях, ранее описывались как изолированные, хотя и быстро прогрессирующие патологические явления. В последнюю четверть ХХ века разработана концепция взаимообусловленного прогрессирования органной патологии, которая явилась закономерным следствие внедрения в практику многокомпонентной интенсивной терапии, позволяющей во многих случаях отсрочить неизбежный летальный
  8. Оптимальный двигательный режим
    различных заболеваний: нарушению функций сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной систем; возникновению искривлений позвоночного столба, ожирению и снижению умственной работоспособности. Гиподинамия коррелирует с избыточным весом, артериальной гипертензией и нарушением толерантности к углеводам с трансформацией в дальнейшем в сахарный диабет (прирост этого заболевания составляет 5% в год).
  9. Атопический дерматит. Этиология, патогенез, клиника
    различным кожным инфекциям. Важную роль в патогенезе атопического дерматита играет неполноценность кожного барьера, связанная с нарушением синтеза керамидов. Существенное значение имеют особенности психоэмоционального статуса больных. Клиника. Возрастная периодизация. Атопический дерматит проявляется обычно довольно рано – на первом году жизни, хотя возможно и более позднее его
  10. Общие положения
    различных метаболических пулов клеток. Нестабильность метаболизма, отражающая малую энергетическую мощность клеток, уравновешивается в это время особым приспособительным механизмом, состоящим в том, что при понижении метаболизма (активности ферментов) в значительной части клеток происходит активация процессов, в меньшей части клеток – тенденция сохранить на удовлетворительном уровне метаболизм

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011