<< Предыдушая Следующая >>

Положения, выносимые на защиту

1. Акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования является междисциплинарной и включает современные акмеологические, психологические, педагогические, социальные и профессиональные концепции, определяющие гармоничное развитие субъектов образования с реализацией этнического потенциала.

2. Авторская система деятельности направленная на субъектов образования включает следующие этапы: 1) теоретическое обоснование акмеологического конструкта полиэтнической компетентности; 2) определение необходимого/достаточного уровня развития полиэтнической компетентности специалистов образования; 3) разработку методологического аппарата для исследования полиэтнической компетентности субъектов образования; 4) эмпирическое исследование уровня развития полиэтнической компетентности специалистов и студентов, будущих специалистов образования разных национальностей; 5) разработку и апробацию акмеологических программ, тренингов, учебной дисциплины, семинаров направленных на развитие полиэтнической компетентности субъектов образования; 6) оценку эффективности разработанных акмеологических программ и тренингов.

3. Полиэтническая компетентность специалистов образования является динамично развивающейся характеристикой, интегрирующей личностные качества, профессиональную компетентность и компетенции, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность на высокопродуктивном уровне. Полиэтническая компетентность включает в себя высокий/достаточный уровень развития этнотолерантности, этническую идентичность, этническое самосознание, этнокультуру, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение работать в многонациональном коллективе.

4. Выраженность этнопотенциала (этнической идентичности, этнотолерантности, этносознания) родителей находится на среднем и ниже среднего уровня развития. Динамика развития характеристик этнопотенциала учащихся средней школы будет неравномерной: в младшем школьном возрасте развито эмоционально-оценочное отношение к этнической общности, предубеждение будет предшествовать знанию; этнические знания становятся дифференцированными к старшему школьному возрасту.

5. Полиэтническая компетентность специалистов образования и студентов, будущих специалистов будет иметь неравномерный характер становления и развития: полиэтническая компетентность будет меняться в зависимости от этнокультурной среды проживания (Псковская область, Эстония, Латвия и Республика Белорусь). Ситуация полиэтнического взаимодействия, в которой перманентно находятся специалисты и студенты Республики Беларусь и стран Балтии, дает больше возможностей для развития полиэтнической компетентности.

6. Авторская система оптимизации развития полиэтнической компетентности субъектов образования являются необходимым условием и фактором становления и развития целостной полиэтнической образовательной среды. Авторская система деятельности включающая научно-практическую площадку в начальной школе, акмеологические программы для всех субъектов образования, акмеологические тренинги и учебную дисциплину для студентов, семинары и круглые столы для специалистов, успешно внедрена в средние и высшие образовательные учреждения г.Пскова, эффективность доказана математико-статистическими методами.

Научная новизна исследования заключается в том, что заложены основы развития нового направления психологии развития, педагогической психологии и амкеологии – этноакмеологии образования как фактора раскрытия этнического потенциала субъектов полиэтнического образования; представлена ее целостная научно обоснованная концепция. Раскрыты генезис понятий и сущностные характеристики феноменов «полиэтническая компетентность» и «полиэтническое образование», представлены методы и методики психодиагностики полиэтнической компетентности и ее развития. Вскрыты закономерности развития полиэтнического потенциала субъектов в онтогенезе, профессиональная и этническая специфика.
Дан глубокий анализ особенностей компонентов полиэтнической компетентности, которые зависят от этнической среды, возраста, профессиональной деятельности и личностных особенностей субъектов. Научно обосновано внедрение авторской системы по оптимизации полиэтнической компетентности субъектов образования.

Теоретическая значимость исследования: дополняются и уточняются концепции отечественных и зарубежных исследователей в области психодиагностики и психолого-акмеологического развития полиэтнического общения и взаимодействия субъектов образования; анализируются и объясняются общие эмпирические данные, характеризующие специфические особенности личности как представителя определенного этноса, социальные ситуации развития и их влияние на уровень развития полиэтнической компетентности.

Практическая значимость исследования определяется направленностью его результатов на расширение психолого-акмеологических знаний полиэтнической компетентности субъектов образования, развитие стратегий совладающего поведения у современной молодежи в полиэтническом взаимодействии: 1) разработана научно-практическая акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, ориентированная на профессиональное развитие специалистов и студентов, с учетом овладения конструктивными стратегиями поведения и развития профессиональной полиэтнической компетентности; 2) с целью изучения психологического ресурса полиэтнической компетентности специалистов и студентов, будущих специалистов образования, нашла свое применение авторская методика «Модель эмоционального интеллекта - МЭИ», адаптированная на Псковской выборке в 2006г.; 3) для проектирования модели выпускника по психолого-педагогическим специальностям, а также разработки основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО третьего поколения разработан паспорт авторской внутривузовской полиэтнической компетенции; 4) для оптимизации профессиональной деятельности специалистов образования и развития компетентности продуктивной организации процесса полиэтнического обучения и воспитания разработана и адаптирована авторская система деятельности (пять акмеологических программ, два акмеологических тренинга, спецсеминары и круглые столы, учебная дисциплина, научно-практическая площадка в начальной школе); 5) разработаны и внедрены в работу Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Психология развития, акмеология».

Материалы исследования адресованы педагогам и практическим психологам системы образования, преподавателям высшей школы и акмеологам, могут использоваться для оценки качества процесса и результата образования.

Внедрение. Полученные результаты позволили:

- разработать и внедрить в практику работы МОУ «Гуманитарный лицей» г.Пскова концепцию практической деятельности по развитию полиэтнической компетентности в начальной школе; акмеологические программы «Этническая толерантность младшего школьника», «Этническая толерантность подростка», «Этническая толерантность родителей»;

- разработать и внедрить в работу Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова авторские программы оптимизации акмеологического развития полиэтнической компетентности студентов и специалистов образования: 1. Учебная дисциплина по выбору студентов вуза: «Акмеологическое развитие личности будущего специалиста образования». 2. Акмеологический тренинг совладающего поведения в полиэтническом взаимодействии. 3. Акмеологический тренинг эмоционального интеллекта. 4. Акмеологические программы: «Этническая толерантность юношества» и «Этническая толерантность специалистов образования». 5. Семинары для специалистов образования: «Акмеологическое развитие личности в полиэтническом образовании», «Эмоциональный интеллект специалиста образования». 6. Круглый стол «Этническая толерантность в современном образовании».


Результаты теоретико-эмпирического исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития и образования, на ежегодных научно - практических конференциях факультета психологии, публиковались в сборниках научных статей, докладывались на региональных, областных, всероссийских и международных конференциях, публиковались в сборниках университета.

- разработать и внедрить в работу Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО): психолого-акмеологические рекомендации по развитию полиэтнической компетентности субъектов образования, развитию толерантности, предложены методы развития полисубъектного взаимодействия в школьной образовательной среде, а также методы развития социально-психологической и эмоционально-волевой компетентностей учителям, психологам и социальным работникам. Результаты эмпирического исследования обсуждались на заседаниях Центра практической психологии и научно - практических конференциях, публиковались в сборниках ПОИПКРО. Результаты обсуждались на семинарах и круглых столах с педагогами-психологами, социальными работниками и учителями школ, проходившими повышение квалификации в ПОИПКРО.

Апробация результатов диссертационного исследования представлена в содержании выступлений, тезисах и научных статьях:

- на Научно-практических конференциях г.Пскова: в Вестнике Псковского государственного университета (2007, 2011), Псковского областного института повышения квалификации работников образования (2000-2010), в сборниках научных статей преподавателей Псковского Вольного института (2004, 2005), Псковского филиала Московского социального университета (2006, 2008); г.Санкт-Петербурга: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта (2000 - 2008), ЛГУ им. А.С. Пушкина (2004), «Ананьевские чтения» - Санкт-Петербургский университет (2006, 2010), в ежегодных научно методологических и методических сборниках статей Санкт-Петербургской Общественной Академии акмеологических наук «Акмеология» (2005-2011), Международной научно-практической конференции СПбГИПСР (2009); Международной научной конференции 7-8 октября, г.Москва (2004); в трудах Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г.Новокузнецк (2006); Научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Б.Г. Ананьева, г.Н.Архэз (2007); в Ученых записках МГПУ, г.Мурманск (2007, 2010); на Международной конференции «Issues of Multiculturalism and Multilingualism in Modern Education System», г.Нарва (2007, 2008), Международной конференции по проблемам мультикультурной компетентности, г.Нарва (2010); Всероссийской научно-практической конференции, г.Махачкала (2009); Научно-практической конференции с международным участием, г.Балашов (2009); Всероссийской заочной научно-практической конференции, г.Старый Оскол (2009); Международном конгрессе, г.Кострома (2009); Межрегиональной научно-практической конференции, г.Старая Русса (2010); Всероссийской научной конференции, г.Шуя (2010); Международной научной конференции, г.Смоленск (2010); Международной научно-практической конференции, г.Одесса (2010).

- в научно - практическом журнале «Акмеология», г.Москва (2003-2011), в научно-методическом журнале «Акмеология образования», г.Кострома (2006, 2009); в журнале «Школьные технологии», г.Москва (2007), в журнале «Педагогическая диагностика», г.Москва (2007), в журнале «Образование и саморазвитие», г.Казань (2009, 2011); в «Вестнике университета (ГУУ)», г.Москва (2010, 2011).

Результаты исследования докладывались на ежегодных сессиях Академии акмеологичеких наук, региональных и международных ежегодных НПК Псковского отделения Российского психологического общества, на ежемесячных заседаниях Псковского отделения Федерации психологов образования РФ, ежегодных научных конференциях преподавателей ПГПУ им. С.М. Кирова.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Положения, выносимые на защиту"
  1. КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ОСЛОЖНЕННОГО И НЕОСЛОЖНЕННОГО ТЕЧЕНИЯ
    положения, выносимые на защиту 1. В период, предшествующий возникновению осложнения, у значительной части пациентов клиническая симптоматика не укладывается в типичную клинику осложнений язвенной болезни. 2. Структура слизистой оболочки антрального отдела желудка имеет отличия у пациентов с различными формами осложнений и неосложненной язвенной болезнью. 3. Существуют особенности
  2. ВВЕДЕНИЕ
    положения диссертации доложены на 2-й Международной научной конференции «Экология, радиация, здоровье» (Семипалатинск, 1998 г.); Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов ЮКГМА (г. Шымкент, 1998 г.); заседании общества неврологов Южно-Казахстанской области (г. Шымкент, 1998 г.); совместном заседании кафедр нервных болезней, профессиональных болезней ЮКГМА и
  3. Актуальность исследования
    положены в основу разработки тренинговых программ для коррекции межличностных отношений, основанных на
  4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    положения, выносимые на защиту, называются использованные
  5. Основные положения, выносимые на защиту
    защиты от воздействий на среду организации); 4 этап – контрольно-регулировочный (организационная самооценка, анализ совпадения циклов развития организации и профессионала, тренинг владения методами защиты от воздействия на среду организации); 5 этап – внедренческий (выработка рекомендаций и внедрение методики «Акмеограмма как средство формирования акмеологической среды»), включающий стратегии и
  6. Введение
    положения, обусловленные: принципом единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); комплексным и системным подходом к анализу проблемы (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов), акмеологической концепцией образования (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан); идеей гуманизации высшего образования (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин); теоретико-методологической базой
  7. Теоретическая значимость исследования
    положений и выводов содержит решение новой научной проблемы – рассмотрение высшего профессионального образования как акмеориентированного процесса. Впервые на научно-методологическом уровне исследован феномен личностно-профессионального становления как формы проявления самоорганизации потенциально открытой системы. Расширен и уточнен категориальный аппарат акмеологии и психологии. Данное
  8. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    положения, выносимые на защиту; указана научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. В первой главе «Современное высшее профессиональное образование как предмет психолого-акмеологического осмысления» представлены характеристика современного высшего профессионального образования и образовательный потенциал акмеологии. Отмечается, что исследования
  9. Положения выносимые на защиту
    1. У мужчин понимание-принятие манипуляции проявляется значимо чаще, чем у женщин, для которых более типично понимание-отвержение манипуляции. 2. Существуют возрастные различия: мужчины и женщины более склонны понимать манипуляцию по типу понимание-отвержение, чем юноши и девушки, и имеют более низкий уровень макиавеллизма. 3. Люди с типом понимание-принятие манипуляции характеризуются
  10. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    положения, выносимые на

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011