<< Предыдушая Следующая >>

Положения, выносимые на защиту

1. Методологическое понимание психолого-акмеологической сущности и эффективного развития профессионального здоровья специалиста определяется подходами к исследованию данного явления, а именно генетическим, аксиологическим, системно-структурным, синергетическим, личностным, деятельностным, субъектным, акмеологическим, раскрывающими процесс развития профессионального здоровья специалиста.

2. Сущностными характеристиками развития профессионального здоровья являются многоуровневость, адаптивность, динамичность, активность. Сбалансированное развитие профессионального здоровья специалиста представляет собой сложноинтегрированное личностное новообразование, включающее уровневое освоение человеком знаний, умений и навыков в сфере самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самосовершенствования.

3. Психолого-акмеологические критерии, показатели и уровни развития профессионального здоровья свидетельствуют о важной роли личностного развития и активности. Активизацию личностных ресурсов, обеспечивающих сбалансированное развитие профессионального здоровья специалиста, выполняет психолого-акмеологическое сопровождение.

В контексте развития профессионального здоровья выделены социальные критерии, интегральные: внешние и внутренние и интернальные критерии. Общая тенденция в развитии профессионального здоровья отражает способность личности к накоплению базовых психолого-акмеологических умений и навыков (в области самопознания и саморегуляции) и эффективному их использованию в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях.

4. Содержание психолого-акмеологической концепции развития профессионального здоровья специалиста включает в себя психолого-акмеологическую модель, алгоритм, систему, закономерности и механизмы, условия и факторы оптимизации процесса здоровьесбережения. Психолого-акмеологическая модель развития профессионального здоровья разработана на основе теоретических и прикладных исследований и представлена как процесс овладения способами и средствами саморазвития на базе реалистичного самопознания и высокого уровня саморегуляции. В модели качество знаний о себе, мотивация самосовершенствования и эффективные навыки саморазвития являются результирующими индикаторами сбалансированности развития профессионального здоровья.

Психолого-акмеологическая система развития профессионального здоровья специалиста включает содержательные направления развития: социально-психологическое, психологическое, педагогическое, в частности дидактическое. Социально-психологическая подсистема учитывает роль социального окружения в развитии профессионального здоровья, а также включает развитие здоровьесберегающей компетентности как фактора поддержания профессионального здоровья личности. Психологическая подсистема обеспечивает сбалансированность развития профессионального здоровья в течение всей жизни, что выражается в развитии внутрииндивидных и внутриличностных процессов и предусматривает движение от малодифференцированной к сложнодифференцированной целостности. Педагогическая подсистема включает структурно-функциональные элементы: цель, учебная информация, обучающий, обучаемый, средства педагогической коммуникации. Дидактическая подсистема отражает принципы организации учебного процесса по формированию и эффективному развитию профессионального здоровья.

Алгоритм развития профессионального здоровья разработан на основе психолого-акмеологической модели, выявленных критериях, показателях и уровнях развития профессионального здоровья и представляет технологическую систему действий, направленных на здоровьесбережение специалиста. Алгоритм развития профессионального здоровья специалиста представляет собой определенную последовательность акмеологических и психолого-педагогических действий, реализуемых в общеобразовательной системе, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов различных профилей и уровней, в высшей школе, ориентированных на формирование здоровьесберегающей компетентности.

5. Психолого-акмеологические механизмы развития профессионального здоровья специалиста (социально-психологические, личностные, педагогические, дидактические, когнитивные, социокультурные, психологические) связаны с социально-психологическими, психофизиологическими, личностными, возрастными и профессиональными особенностями специалиста и имеющейся у него системой субъективных отношений и его способностью к саморегуляции, самоорганизации, саморазвитию и самосовершенствованию, сохранению и укреплению профессионального здоровья. В качестве социально-психологического механизма развития профессионального здоровья выделяется комплекс психологических воздействий и влияний. В соответствии со своей интегрирующей функцией личностный механизм развития профессионального здоровья гармонизирует взаимодействие качественно разнообразных свойств и характеристик на каждом уровне внутренней организации специалиста. Педагогические механизмы развития профессионального здоровья специалиста представляют собой сущностно-обусловленные способы достижения высокого уровня здоровьесберегающей компетентности в процессе обучения и воспитания. В качестве когнитивного механизма развития профессионального здоровья специалиста рассматривается комплекс интеллектуальных свойств (развитая способность к осознанию, интеллектуальная активность и инициатива, ретро- и антиципация), сформированность которых обеспечивает оптимизацию процесса акме-ориентированных здоровьесберегающих самопреобразований. Психологические механизмы обеспечивают сбалансированность развития профессионального здоровья специалиста в форме внутриличностной аутокоммуникации, механизмов объективации субъективного опыта, самодиагностики, самоконтроля, аутокоррекции, саморегуляции и саморазвития.


Психолого-акмеологическая закономерная тенденция развития профессионального здоровья отражает ее влияние и взаимосвязь с развитием субъекта как творца собственной активности: выступая субъектом развития опыта собственной активности, человек совершенствует и развивает свою здоровьесберегающую компетентность. Закон перерастания развития в саморазвитие заключается в том, что на определенном этапе жизни собственная самость открывается перед человеком как предмет отношения и творческого преобразования. Гетерохронность развития проявляется в наличии индивидуальных вариантов формирования компонентов структуры здоровьесберегающей компетентности, что определяется возрастными, профессиональными и психофизиологическими факторами. Возрастные закономерности отражают сложные взаимозависимости между уровнем дифференцированности опыта в использовании здоровьесберегающей компетентности, уровнем осознанности, качеством целостности, содержанием опыта. Циклические закономерности в развитии профессионального здоровья специалиста состоят в том, что индивидное и психическое здоровье претерпевает качественные изменения в периоды нормативных и ненормативных кризисов развития человека. Знание биологических, психологических и социальных законов возникновения критических периодов позволяет прогнозировать эффективность развития профессионального здоровья на каждом возрастном этапе жизни человека. Линейные и нелинейные закономерности в развитии профессионального здоровья специалиста отражают новые философские и психологические подходы к пониманию личностного изменения как необратимого нелинейного перехода в новой идентичности личности.

6. Основным макросоциальным условием развития профессионального здоровья специалиста является востребованность в обществе людей, ориентированных на повышение здоровьесберегающей компетентности, воспитанных нести ответственность за свое здоровье и жизнь, направленных на постоянные акме-ориентированные здоровьесберегающие самоизменения.

Социально-психологические условия развития профессионального здоровья (в том числе индивидного и психического здоровья) специалиста связаны с особенностями межличностного взаимодействия и определяют тенденции развития профессионального здоровья специалиста. Первым и основным педагогическим условием развития профессионального здоровья специалиста является внедрение в процесс образования (общеобразовательного, профессионального, высшего и др.) здоровьесберегающего личностно-ориентированного подхода.

Психолого-акмеологические факторы являются активными детерминантами и инициаторами процесса развития профессионального здоровья. Биохимические и конституциональные факторы определяют тип темперамента человека, особенности нервной системы, что является важной стартовой площадкой для развертывания той или иной стратегии развития профессионального здоровья. Эмоциональный фактор выделен особо, так как эмоциональная культура играет важную роль в ситуациях преодоления затруднений, в преодолении внутриличностного конфликта.

Сформированность аналитико-прогностического опыта в области самопознания, саморегуляции и саморазвития выступает как субъективный фактор развития профессионального здоровья специалиста, так как только на основе развитых умений самоанализа подготовленности к преодолению затруднений в области здоровьесберегающего самосовершенствования и умения предвидеть самоизменения и разрабатывать прогнозы в области саморазвития можно ставить и эффективно решать актуальные психолого-акмеологические задачи, вырабатывать их эффективные алгоритмы, осуществлять здоровьесберегающую самопреобразующую деятельность. Огромная роль при этом отводится собственным усилиям человека, его личностной зрелости, субъективной активности. Активность есть личностный уровень регуляции поведения и развития профессионального здоровья, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает и преобразует условия их удовлетворения в соответствии с позицией личности, ее ценностями и предъявляемыми к ней требованиями.

7. Исходя из разработанных в рамках концепции системы, алгоритма, механизмов развития профессионального здоровья специалиста в образовательном пространстве и опираясь на выявленные условия и факторы развития профессионального здоровья специалиста, разработаны научно-практические рекомендации, направленные на развитие здоровьесберегающей компетентности специалистов, включающих в себя систему акмеологических и психологических технологий, обеспечивающих сбалансированное развитие профессионального здоровья специалиста. Необходимость разработки в рамках психолого-акмеологической программы развития профессионального здоровья, т.е. совокупности внешних методов воздействия, способствующих формированию и развитию здоровьесберегающих психотехнологий, возникает в связи с тем, что, как показывает практика, большинство людей не умеют самостоятельно актуализировать свои внутренние ресурсы, стимулировать здоровьесберегающую деятельность и в итоге сбалансировать развитие профессионального здоровья.

Содержание психолого-акмеологического обеспечения развития профессионального здоровья специалиста базируется на системе психолого-акмеологической подготовки специалиста и включает разработку психолого-акмеологических и педагогических рекомендаций; внедрение психолого-акмеологической подготовки по конкретным направлениям. Реализация данного направления психолого-акмеологической работы с действующими и будущими специалистами базируется на трехкомпонентной модели развития здоровьесберегающей компетентности, включающей наличный психологический потенциал (особенности нервной системы, тип темперамента, характера, энергетический потенциал, мотивационно-целевой порог); психологические стратегии (комплексы психологических умений, которые помогают человеку раскрыть свой потенциал); психологическую тренировку, направленную на развитие психологических здоровьесберегающих стратегий.


8. Психолого-акмеологическая авторская программа развития профессионального здоровья специалиста опирается на два модуля: теоретический и практический. Теоретический модуль включает в себя знания из различных областей психологии (социальной, возрастной, клинической, педагогической, психологии личности, психологии здоровья и др.), физиологии, акмеологии, педагогики, социологии и др., адаптированные к нуждам сохранения и укрепления здоровья и к профессиональной деятельности специалистов различных категорий. Эти знания и служат основой для разработки и рекомендации конкретных видов здоровьесберегающих технологий для эффективного развития профессионального здоровья специалистов, для саморазвития и самосовершенствования. Практический модуль позволяет специалисту познать свои потенциальные и реальные возможности, реализовать личностный и профессиональный ресурсы, освоив необходимые здоровьесберегающие приемы, навыки, умения, техники, технологии и копинг-стратегии.

В психолого-акмеологическую авторскую программу развития профессионального здоровья специалиста входит изучение наличного уровня здоровья, отношения к здоровью, ценностных ориентаций, типа темперамента, эмоциональной сферы специалиста; индивидуальное консультирование на основе личных обращений специалистов, здоровьесберегающих и индивидуальных программ развития профессионального здоровья специалиста; тренинги и семинары по актуальным темам акмеологии и психологии здоровья, профессиональной деятельности, по формированию определенных знаний, навыков и умений здоровьясбережения, обучение здоровьесберегающим технологиям и копинг-стратегиям; проведение мероприятий (конференций, семинаров и др.) по акме-психологической проблематике; групповое и индивидуальное обсуждение «неудач» и «побед» в здоровьесбережении специалистов разных профилей и категорий; проведение акме-психологической работы по снижению уровня тревожности, снятию излишнего нервно-психического напряжения, коррекция негативных психических и эмоциональных состояний; проведение сеансов психологической разгрузки на основе данных психодиагностики и личных обращений (АТ, КПО, гештальттерапия, НЛП, медитативные техники); практика самостоятельных осознанных решений (в плане повышения здоровьесберегающей компетентности) и их обсуждение; разработка и внедрение мероприятий, направленных на поиск смысла жизни и стратегии жизнедеятельности, на создание благоприятной социально-психологической обстановки и творческой атмосферы в коллективе (семье, трудовом); психолого-акмеологическое просвещение и сопровождение специалистов разных категорий, профилей и уровней по вопросам акмеологии и психологии здоровья с целью повышения их здоровьесберегающей компетентности.

9. Оптимизация процесса развития профессионального здоровья специалиста требует внедрить психолого-акмеологическое сопровождение здоровьесберегающей подготовки специалиста в образовательный процесс, процесс профессиональной подготовки и переподготовки кадров; учитывать психолого-акмеологические условия и факторы развития профессионального здоровья личности. Психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионального здоровья специалиста - это система общих, частных, специальных технологий психолого-акмеологической помощи специалисту, дифференцированно используемых для различных категорий специалистов, а также на различных этапах профессиональной карьеры, в различных условиях жизнедеятельности специалиста. Отталкиваясь от выявленных закономерностей, можно сформулировать следующие цели психолого-акмеологического сопровождения развития профессионального здоровья специалиста: способствовать специалисту в саморазвитии и саморегуляции; помочь начинающему специалисту в период профессиональной адаптации эффективно использовать внутренние психофизиологические ресурсы при освоении основ профессиональной деятельности; научить специалиста дифференцированно использовать психологические стратегии поведения в различных подсистемах профессиональной деятельности: "руководитель-подчиненный", "коллега-коллега", "специалист-информация", "специалист-внешняя среда", "специалист-индивидуальный потенциал", "специалист-личная жизнь", "специалист-государственный интерес" и др.; сформировать психологическую готовность к преодолению жизненных и профессиональных кризисов; помочь профессионалу найти оптимальные взаимосвязи между профессиональной деятельностью и другими сферами жизни, максимально использовать все жизненные ресурсы для успешной жизненной карьеры в целом и для сохранения и укрепления профессионального здоровья.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, четырех глав, выводов и заключения, списка использованных источников литературы и приложения, содержащего материалы научных исследований, результаты статистической обработки эмпирических данных.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Положения, выносимые на защиту"
  1. КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ОСЛОЖНЕННОГО И НЕОСЛОЖНЕННОГО ТЕЧЕНИЯ
    положения, выносимые на защиту 1. В период, предшествующий возникновению осложнения, у значительной части пациентов клиническая симптоматика не укладывается в типичную клинику осложнений язвенной болезни. 2. Структура слизистой оболочки антрального отдела желудка имеет отличия у пациентов с различными формами осложнений и неосложненной язвенной болезнью. 3. Существуют особенности
  2. ВВЕДЕНИЕ
    положения диссертации доложены на 2-й Международной научной конференции «Экология, радиация, здоровье» (Семипалатинск, 1998 г.); Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов ЮКГМА (г. Шымкент, 1998 г.); заседании общества неврологов Южно-Казахстанской области (г. Шымкент, 1998 г.); совместном заседании кафедр нервных болезней, профессиональных болезней ЮКГМА и
  3. Актуальность исследования
    положены в основу разработки тренинговых программ для коррекции межличностных отношений, основанных на
  4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    положения, выносимые на защиту, называются использованные
  5. Основные положения, выносимые на защиту
    защиты от воздействий на среду организации); 4 этап – контрольно-регулировочный (организационная самооценка, анализ совпадения циклов развития организации и профессионала, тренинг владения методами защиты от воздействия на среду организации); 5 этап – внедренческий (выработка рекомендаций и внедрение методики «Акмеограмма как средство формирования акмеологической среды»), включающий стратегии и
  6. Введение
    положения, обусловленные: принципом единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); комплексным и системным подходом к анализу проблемы (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов), акмеологической концепцией образования (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан); идеей гуманизации высшего образования (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин); теоретико-методологической базой
  7. Теоретическая значимость исследования
    положений и выводов содержит решение новой научной проблемы – рассмотрение высшего профессионального образования как акмеориентированного процесса. Впервые на научно-методологическом уровне исследован феномен личностно-профессионального становления как формы проявления самоорганизации потенциально открытой системы. Расширен и уточнен категориальный аппарат акмеологии и психологии. Данное
  8. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    положения, выносимые на защиту; указана научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. В первой главе «Современное высшее профессиональное образование как предмет психолого-акмеологического осмысления» представлены характеристика современного высшего профессионального образования и образовательный потенциал акмеологии. Отмечается, что исследования
  9. Положения выносимые на защиту
    1. У мужчин понимание-принятие манипуляции проявляется значимо чаще, чем у женщин, для которых более типично понимание-отвержение манипуляции. 2. Существуют возрастные различия: мужчины и женщины более склонны понимать манипуляцию по типу понимание-отвержение, чем юноши и девушки, и имеют более низкий уровень макиавеллизма. 3. Люди с типом понимание-принятие манипуляции характеризуются
  10. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    положения, выносимые на

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011