<< Предыдушая Следующая >>

Основные положения, выносимые на защиту

1. Специальные способности являются свойствами ментальных структур, референтных определенной предметной области объективной реальности и формирующихся в индивидуальном опыте субъекта в процессе деятельности по ее освоению. Количественной характеристикой сформированности ментальных структур, реализующих функции отображения, отбора и преобразования реальности в идеальной форме, является мера соответствия индивидуально-психологических качеств субъекта предметной области деятельности. Чем выше такое соответствие, тем выше уровень специальных способностей и потенциал их развития.

2. Развитие специальных способностей совершается как переход от глобального недифференцированного уровня к базовому и далее детализированному, т.е. от менее дифференцированных ментальных структур к структурам более дифференцированным и интегрированным. Одним из индикаторов уровня развития ментальных структур может выступать время реакции сложного выбора. Критерием роста дифференцированности ментальных структур является уменьшение времени реакции сложного выбора; критерием роста интегрированности ментальных структур – увеличение корреляций между показателями специальных способностей и ментальных структур одновременно с уменьшением времени реакции сложного выбора.


3. Химические способности – это индивидуально-психологические свойства, обеспечивающие успешность деятельности по целенаправленному изменению качественной (химической) природы вещества (получение новых веществ с заранее заданными свойствами), в основе которых лежит высокая различительная чувствительность к структурным и содержательным характеристикам химической реальности (чувство вещества и химического процесса). В ходе онтогенеза по мере взросления респондентов, освоения ими химии и деятельности в области химии, формируются ментальные структуры, отражающие качественно специфичные инварианты химической реальности (состав, строение и свойства вещества, типы химического взаимодействия). Данные ментальные структуры проявляются в различных видах деятельности химика и обусловливают ее успешность и индивидуальное своеобразие. Высокий уровень специальных способностей связан с формированием концептуальных структур детализированного уровня, релевантных определенной деятельности.

Дифференционно-интеграционная концепция специальных способностей позволяет описать особенности организации, функционирования и развития специальных (химических) способностей с учетом их культурогенеза, субъектогенеза и микрогенеза.

4.
Развитие в онтогенезе ментальных структур как психической основы специальных химических способностей характеризуется рядом закономерностей, связанных с показателями скорости переработки химической информации: 1) формирование структуры сопровождается уменьшением времени реакции сложного выбора (правило роста формирующейся структуры); 2) при достижении высшей степени дифференцированности и интегрированности структуры время реакции сложного выбора становится величиной постоянной (правило константности зрелой структуры); 3) в условиях сформированности структур детализированного уровня обобщения, – сравнительно со структурами базового и глобального уровня обобщения, – время реакции сложного выбора увеличивается (правило формы упорядоченности структуры).

5. Необходимым условием успешного формирования специальных способностей является достаточный уровень развития общих способностей. По мере роста специальных способностей происходит ослабление связей между показателями общих и специальных способностей. При достижении определенного порогового значения связи между показателями общих и специальных способностей разрушаются, образуется новое автономное психическое образование – специальные способности.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Основные положения, выносимые на защиту"
  1. КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ОСЛОЖНЕННОГО И НЕОСЛОЖНЕННОГО ТЕЧЕНИЯ
    основном это относится к осложненным формам ЯБ (Лобанков В.М., 2005). Так, по материалам Красноярской городской клинической больницы № 6 им. Н.С. Карповича, за последние 30 лет число больных с перфорацией и кровотечением увеличилось почти в 2 раза, послеоперационная летальность при данных осложнениях также остается на стабильно высоком уровне и составляет соответственно 5,9% при кровотечении и
  2. Основные положения, выносимые на защиту
    защиты от воздействий на среду организации); 4 этап – контрольно-регулировочный (организационная самооценка, анализ совпадения циклов развития организации и профессионала, тренинг владения методами защиты от воздействия на среду организации); 5 этап – внедренческий (выработка рекомендаций и внедрение методики «Акмеограмма как средство формирования акмеологической среды»), включающий стратегии и
  3. Введение
    основные направления: улучшение информационного обслуживания преподавателей в области здравотворчества, повышение компетентности преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий, оптимизация информационного сопровождения на основе личностно-ориентированных технологий обучения. Внедрение результатов исследования. Материалы диссертации внедрены в учебный процесс Шуйского
  4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    основные положения, выносимые на защиту, раскрыты методологические основы и методы исследования, определена научная новизна, теоретическая значимость работы, ее практическая ценность и представлена апробация
  5. Основные положения, выносимые на защиту
    положением концептуальной модели МПО является обоснование подхода к этим отношениям как одной из важнейших характеристик возраста, определяющей развитие человека на разных этапах онтогенеза. 2. Определения понятий «поколения» и «межпоколенные отношения» сформулированы на основе теоретико-методологического анализа существующих в научном знании подходов к исследованию отношений, и отношений
  6. Апробация и внедрение результатов исследования
    основным содержанием которого выступают частные элементы самоопределения, отражающиеся в отношении личности к собственности, материальным благам и источникам их получения и т.п., «ценностно-регулятивный» компонент; «коммуникативно- мотивационный» и «созидательно-мотивационный» компоненты, последний из которых принадлежит одновременно двум подсистемам. Взаимосвязь «созидательно-мотивационного»
  7. Основные положения, выносимые на защиту
    основных подходах к изучаемой проблеме; основных тенденциях развития высшего образования и его роли в развитии личности; сложности, многогранности, полифункциональности профессиональной деятельности преподавателей высшей школы; существующих противоречиях в современной высшей школе и их влиянии на процесс профессионального становления; постановке общеакмеологической цели профессионального
  8. Очистка сточных вод
    основных частей — дозирующей камеры и ковша. Емкость каждого отделения желоба с целью обеспечения их прочности не должна превышать 40—50 л. Дозирующие сифоны рекомендуют применять при производительности сооружений подземной фильтрации свыше 5 м3/сут. Они содержат собственно дозирующую (накопительную) камеру и автоматически действующий сифон. Рабочая емкость камеры дозирующего устройства должна
  9. ВВЕДЕНИЕ
    основных мест принадлежит нарушению функции коры головного мозга, обладающей высокой чувствительностью к внешним воздействиям. Нарушения высших психических функций являются наиболее ранними клиническими проявлениями и выявляются они, в то время когда, обычные исследования существенной симптоматики не выявляют. Таким образом, необходимо для ранней диагностики хронической интоксикации
  10. Теоретическая значимость исследования
    основных исследовательских категорий: профессиональный образ мира рассматривается как констатирование соответствия овладевания технологией превращения знаний в средство решения содержательно-технологических и субъектно-реализационных личностно-профессиональных задач образу мира, который необходим для понимания ценности и смысла действий, составляющих содержание будущей профессиональной

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011