<< Предыдушая Следующая >>

Основные положения, выносимые на защиту

1. Развитие профессионала в акмеологической среде – это поэтапный процесс формирования и преобразования компонентов профессионализма при взаимовлиянии с акмеологической средой. Влияние акмеологической среды – воздействие особого социума, системы высшего порядка, включающей изменяющиеся условия, факторы, акмеологические детерминанты, поля и пространства профессионального развития, а также освоенное личное окружение, представление профессионала о нем и его оценку; хронотопы социального движения, максимально вовлекающие личностные ресурсы для проявления субъектности, достижения личностно-профессиональной состоятельности, - движения, направленного на оптимизацию психофизического, личностно-профессионального, социального, духовного саморазвития.

Двойная детерминация нашла свое место в первой и третьей фазах действия акмеологических детерминант среды развития и в сочетании с социальной детерминацией и преодолением барьера расширения оптимизирует процесс преобразования сред.

2. Концепция развития профессионала в акмеологической среде представлена принципами, акмеологической моделью, алгоритмом формирования среды как системы, технологиями; она раскрывает детерминанты, механизмы, условия и факторы оптимизации среды развития профессионала. Осуществление многоуровневого процесса представлено построением его алгоритма. В основе концепции – дуальная оппозиция, полюса которой связаны отношениями, нацеленными на анализ акмеориентированных процессов, протекающих между полюсами «реальное – идеальное». Акмеологические принципы, характеризующие зависимость формирования оптимального уровня взаимодействия личности профессионала со средой от целеполагания, личностно-профессиональной позиции до выработки стратегии жизнедеятельности объединяются как прогностические (развития, продуктивности, конечной цели, интеграции, снятия осуществления уровня самости), диагностические (ситуативности, управляемости, открытости, модельности и динамичности, неопределенности, аксиологичности, иерархизации и др.), практико-ориентированные (средового опосредования, преемственности, единства средообразования, дополнительности, средопринадлежности, эмерджентности).

Акмеологическая модель развития профессионала в последовательно преобразующейся среде отражает этапы профессионализации от допрофессионализма до высокого уровня профессионализма посредством последовательно возникающих профессионально важных качеств в зоне развивающих возможностей (концептуальный мост «оригинал – идеал», достижение личностно-профессиональной состоятельности и др.). Функциональными связями являются подсистемы взаимовлияния профессионала и среды. Под влиянием пассионарных действий отдельных специалистов инициируется акмеологизация организационной среды, переходящей в формирующуюся акмеологическую с расширяющимся открытым пространством взаимодействия: последующая стадия – преобразование в закрытом пространстве, связанная с социотехническими действиями; выработка новых правил, уменьшение хаотичности; большее количество сотрудников приобретают качества высокого профессионализма. На вершинной стадии акмеологической среды профессионал испытывает чувство самореализации и перехода к осуществлению средообразующей функции.

Для различения организационного этапа и этапов преобразования акмеологических сред выделены их признаки и личностно-профессиональные новообразования. Среды пересекаются и сопрягаются, акме-форма возникает при сложившихся акмеологических условиях и позитивном действии акмеологических факторов. Существуют зоны доминант во взаимодействии «личность-среда», которые соответствуют последовательности преобразования среды: а) организационная, б) формирующаяся акмеологическая, в) преобразующе-созидательная акмеологическая, г) рефлексивная акмеологическая.

Акмеологический алгоритм формирования среды развития профессионала выявляет сущностные, вариативные характеристики и демонстрирует оптимальные характеристики деятельности профессионала в организационной среде, ее преобразование в акмеологическую.
Исходная конструктивность принимается за оригинал, и через систему воздействий осуществляет целедостижение с ориентацией на среду акме-типа; упорядоченность действий осуществляется за счет традиционности, нормативности, символичности и интегративности, и вместе с тем допускает вариации восьми выделенных составляющих в зависимости от статуса и профессиональной пассионарности индивидов.

3. Внутренними интегративными критериями для оценки уровня развития профессионала в акмеологической среде являются структурно-функциональный и динамический, внешними – внеличностного взаимодействия сред и личностного взаимодействия со средой.

Структурно-функциональный критерий диагностирует сформированность структурных компонентов (по параметрам сложности среды, обогащенности личностно-профессионального развития, оптимальных пределов взаимодействия профессионала), сформированность функциональных компонентов (по параметрам гибкости, вариативности, интегративности) и целостности системы (по параметру акмеологической направленности, взаимосвязанности, аддитивности).

Динамический критерий раскрывает этапы формирования акме-форм для развития профессионала и механизмы взаимодействия личности и среды на этих этапах, включает показатели эффективности развития в среде (параметры гетерохронности, активности в активной среде, акмеориентированного саморазвития), проективности действий в среде и последовательности достижений (параметры роста безопасности, осуществления комплексных стратегий с учетом традиций, преодоление сопротивления среды), познавательной информативности (параметры неопределенности, системного подхода к отбору информации, чувствительности к глобальным факторам среды).

Критерий внеличностного взаимодействия со средой диагностирует качественные новообразования взаимодействия (с параметрами интероперабельности, открытости и глобальности среды), количественные новообразования взаимодействия (с параметрами насыщенности внешними контактами, выхода за пределы границ взаимодействия, модуляции возмущающих последствий объектов внешнего влияния), ценностные новообразования взаимодействия (параметр значимости окружения, ценности взаимоотношений, свободы как возможности контролировать условия организации).

Критерий личностного взаимодействия со средой предполагает анализ средообразования (по параметрам возникновения нового чувства среды, возникновения точек личностно-профессионального роста, инициации средообразования личностью), приспособления к среде (по параметрам удовлетворенности взаимодействием, психофизического напряжения, благоприятного психологического климата) или ухода из нее (ограничения личностно-профессиональных возможностей, ухода из профессии, неудовлетворенности жизненно важных интересов). Количественные показатели 4-балльной шкалы соответствуют видам сопряженных сред, условно принятым для организационной (до 36 баллов), акмеологической формирующейся (36 – 72 балла), акмеологической преобразующе- созидательной (72 – 108 баллов), акмеологической рефлексивной (108 – 144 балла).

Оценка потенциала организации для достижения акме-результата в преобразовании среды начинается с выявления комплекса характеристик среды; свойств, включенных в коллективную творческую созидательную деятельность профессионалов; определения объективных и субъективных факторов и условий, акмеологических детерминант. Оценка и экспертиза проводится по 4-балльной критериальной шкале с 36 выделенными показателями акмесредограммы и средограммы организационной среды; фиксирует точки инициации акме-форм (в среде и поведении профессионалов).

4. В организационной среде, преобразуемой в связи с развитием профессионала, действуют группы закономерностей, соответствующих компонентам личностно-профессионального развития и их соотношениям со средой:

- социально-психологические и организационные (поэтапного акмеологического сопровождения; всплеска активности в точках бифуркации, обусловленных неудовлетворенностью средой; фазного характера активности; цикличности моделирования профессиональной среды; сдвига направленности на личностно-профессиональное развитие, ее сопряженность с экстрафункциональной квалификацией; соответствия социально-психологической умелости и личностно-эмоциональной защищенности, зависимости устойчивости личности в различных условиях от уровня ее развития, цикличности самодвижения к вершинам продуктивности);

- когнитивно-креативные - опережающей интеллектуализации среды; разнообразия проявления интеллектуальной активности в зависимости от индивидуальных и средовых факторов; проявления креативности в качестве ресурса в самоорганизации профессионала, при достижении высоких результатов развития, актуализации творческих потенциалов;

- социально-перцептивные и рефлексивные (инициации завышенного возрастного восприятия; соотнесения рефлексии с самоисследованием);

- закономерности стратегии и тактики акмеологического преобразования сред и развития в них профессионала отражают ориентиры на идеальную среду со значимым параметром широты; параметр высоты обозначает рост потенциала развития профессионала в преобразуемом и рефлексивном пространстве, тактико-стратегическое разнообразие руководителей организаций, их ведущую роль в преобразовании среды;

- акмеологические закономерности прогноза действия среды на профессионала ориентируют на интегративный результат, обеспечивающий высокую продуктивность и стабильность профессиональной деятельности, формирование акмеологических инвариант профессионализма; стержневой акмеологической закономерностью выступает моделирование среды с проектированием образа результата (Н.
В. Кузьмина), в связи с чем вступает в действие закономерность идентификации акмеологической среды, а также избирательной пропускной способности в отношении субъектного и объектного содержания (А.Б.Орлов), постепенного перехода к профессионализму (А.А.Деркач).

В контексте биографии профессионала проявляется закономерность активности в профессиональной среде и периодической смены профессиональной идентичности, что порождает доказанную нами закономерность акмеологизации среды изнутри за счет развития совокупного профессионального потенциала, кооперирования усилий всех субъектов среды.

5. Акмеориентированное саморазвитие профессионала в совершенствующейся организационной среде осуществляется поэтапно при программной акмеологической поддержке: 1 этап – диагностический (аналитическая и экспертная диагностика с введением акмесредограмм, срезовые диагностические обследования, анализ рефлексивных действий по критериям представленности, использование индикаторов среды, анализа состояния, отражение функций, гетерогенности и предпосылок акмеологической системы); 2 этап – проектировочный (обучение моделированию сред); 3 этап – организационно-обучающий (перцептивный и операциональный тренинг, тренинг средового брендинга, тренинг - обсуждение методов защиты от воздействий на среду организации); 4 этап – контрольно-регулировочный (организационная самооценка, анализ совпадения циклов развития организации и профессионала, тренинг владения методами защиты от воздействия на среду организации); 5 этап – внедренческий (выработка рекомендаций и внедрение методики «Акмеограмма как средство формирования акмеологической среды»), включающий стратегии и тактики влияния операционализации средообразующих действий; 6 этап – результативный (итоговой акмесредодиагностики, результативной аналитики), интерпретация результатов изменения среды и развития профессионала.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Основные положения, выносимые на защиту"
  1. КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ОСЛОЖНЕННОГО И НЕОСЛОЖНЕННОГО ТЕЧЕНИЯ
    основном это относится к осложненным формам ЯБ (Лобанков В.М., 2005). Так, по материалам Красноярской городской клинической больницы № 6 им. Н.С. Карповича, за последние 30 лет число больных с перфорацией и кровотечением увеличилось почти в 2 раза, послеоперационная летальность при данных осложнениях также остается на стабильно высоком уровне и составляет соответственно 5,9% при кровотечении и
  2. Очистка сточных вод
    основных частей — дозирующей камеры и ковша. Емкость каждого отделения желоба с целью обеспечения их прочности не должна превышать 40—50 л. Дозирующие сифоны рекомендуют применять при производительности сооружений подземной фильтрации свыше 5 м3/сут. Они содержат собственно дозирующую (накопительную) камеру и автоматически действующий сифон. Рабочая емкость камеры дозирующего устройства должна
  3. ВВЕДЕНИЕ
    основных мест принадлежит нарушению функции коры головного мозга, обладающей высокой чувствительностью к внешним воздействиям. Нарушения высших психических функций являются наиболее ранними клиническими проявлениями и выявляются они, в то время когда, обычные исследования существенной симптоматики не выявляют. Таким образом, необходимо для ранней диагностики хронической интоксикации
  4. ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ. ХРОНИЧЕСКОЕ ЛЕГОЧНОЕ СЕРДЦЕ.
    основных форм ХНЗЛ, должны рассматриваться как синдромы. В настоящей лекции мы подробно остановимся на вопросах, касающихся причин возникновения, механизмов формирования и клинической картины одного из самых распространенных заболеваний бронхолегочной системы - хронического бронхита Существует множество определений этого заболевапния, однако наиболее удачными из них являются определения
  5. ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ
    основном зоны с высокой ощелачивающей функ-цией, что практически полностью блокирует продукцию бикарбонатов слизистой оболочкой гастродуоденальной зоны. Под влиянием микроорганизма возможно возникновение обратной диффузии водорода из просвета желудка в гастральные железы, как следствие этого развитие гиперхлоргидрии и из-быточного высвобождения гистамина, что так же содействует
  6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ
    основными задачами женская консультация должна осуществлять: организацию и проведение санитарно-профилактической работы среди женщин; профилактические осмотры женского населения; проведение работы по контрацепции для предупреждения не планируемой беременности; обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных между женской
  7. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АКУШЕРСКОГО СТАЦИОНАРА САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В АКУШЕРСКОМ СТАЦИОНАРЕ
    основные подразделения: приемно-пропускной блок; физиологическое (I) акушерское отделение (50-55% от общего числа акушерских коек); отделение (палаты) патологии беременности (25-30%); отделение (палаты) новорожденных в I и II акушерских отделениях; обсервационное (II) акушерское отделение (20-25%); гинекологическое отделение (25-30%). Структура помещений родильного дома
  8. ОБЕЗБОЛИВАНИЕ РОДОВ
    основном тазобедренных). Ее также следует обучить использованию разных способов дыхания при маточных сокращениях в первой и второй стадиях родов, а также непосредственно в момент рождения головки плода. Хотя подготовка к деторождению снижает реакцию на боль, нужда в других методах обезболивания остается приблизительно такой же, как и в контрольной группе. Вместе с тем необходимость обезболивания
  9. ПЛАЦЕНТАРНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ГИПОКСИЯ ПЛОДА И АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННОГО
    основного патологического процесса, приведшего к ФПН. Естественно, что при экстрагенитальных заболеваниях, предшествующих беременности, характер адаптационно-гомеостатических реакций плаценты будет отличаться от такового при ПН, обусловленной чисто акушерской патологией или же сочетанием этих патологических процессов (В. Е. Радзинский, 1987). ДИАГНОСТИКА Разработка современных методов
  10. АНОМАЛИИ РОДОВЫХ СИЛ
    основным методом лечения при этой патологии. Если роды длились свыше 8-10 часов или родам предшествовал патологический прелиминарный период (бессонная ночь), необходимо предоставить медикаментозный сон-отдых (ГОМК). Нередко достаточно предоставить роженице отдых, чтобы после пробуждения восстановилась родовая деятельность. Если родовая деятельность не восстановилась, то через 1-2 часа после

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011