<< Предыдушая Следующая >>

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна

1. В качестве методологической основы исследования в диссертации разработан и последовательно реализован интегративный акмесредовой подход, сочетающий: а) уникальность развивающейся личности профессионала, отличной в культурном многообразии (культурологический аспект); б) формирование ценности самосозидания (антропологический аспект), значение личностных ценностей как стержня акмеориентированного самоизменения, возрастание роли ценностных ориентаций и ценностных отношений в процессе развития (аксиологический аспект), в) проявление активности, соответствующей объект-субъектным преобразованиям, признание постоянной нормой профессиональной жизни системы действий (праксиологический аспект); г) взаимодействие субъекта с выбираемой и создаваемой средой, в соответствии с контекстуальностью психических проявлений, динамично меняющихся в зависимости от среды (средовой аспект).

Акмесредовой подход позволяет обнаружить: взаимосвязи акмеологической среды в ее видовом разнообразии с возможностями реализации способностей человека к самодетерминации, самотрансцендентности, ответственности; проявление интенции профессионала к сбалансированному развитию социосферы, относящегося к себе как к целостной личности, ориентированной на внешнюю и внутреннюю упорядоченность (экосистемный аспект); уровневое строение профессиональной среды, взаимодействие, обеспечивающее переход в более высокообразованное состояние (системно-структурный аспект). Акмесредовой подход позволяет проектировать: качественную переменную среды жизнедеятельности, как культурно-технологическую, так и техногенную; среду как источник стимуляции и средство раскрытия способностей, экологической валидности психологических экспериментов (экологический аспект); акмеологическую среду как самоорганизующуюся и саморегулирующуюся систему с параметрами механизмов регуляции, нормативности, волюнтаристичности (синергетический аспект).

Выявлены предпосылки создания концепции развития профессионала в акмеологической среде, которые классифицированы на: методологические, теоретические и практико-технологические. Они позволили выявить возможности выделения особых качеств процесса развития профессионала как: а) разнообразия проявления ценностно-смыслового самоопределения, самореализации духовной сущности; б) модели проектирования социальной договоренности (эпицентром проектирования становится «точка взаимопроникновения» пространственно-временных континуумов); динамической системы, интегрирующей функции подсистем (первой существовавшей моделью признаем интеллектуальную среду шотландских мыслителей XVIII в., объединенную понятием «улучшение» и ее продукт – Академию выдающихся людей); в) зоны развивающих возможностей, адекватно и целесообразно трансформирующих взаимодействие пространственно-временных и профессиональных компонентов; г) объединения выдающихся профессионалов.

Доказательно представлены интегративные характеристики процесса развития профессионала в акмеологической среде: а) системность двух взаимодействующих процессов; б) комплементарность и взаимопроникновение процессов – подсистем; в) поэтапность процессов развития профессионала и акмеологизации среды; г) субъектная регуляция процессов; д) качественно-количественная оценка процессов как проявление рефлексивности субъекта; е) расширяющийся ряд структурных компонентов развивающейся самости.

Выявленные характеристики позволили как диагностировать, так и проектировать развитие профессионала в акмеологической среде.

В понятийный аппарат исследования введены определения:

- акмеологической среды (с видовыми различиями формирующейся, рефлексивной, преобразующе-созидательной) как сложной, противоречивой системы с комплементарно выраженными полюсами: а) равновесности – неравновесности; б) открытости – закрытости; в) несамопроизвольными – самопроизвольными процессами; г) структурными и функциональными компонентами акмеологической среды как гетерогенной, нелинейной системы, представляемой осями силы развития (равнодействующей силы личности и силы сопротивления среды); личностно-динамической, зависящей от приращения личностной составляющей; базисной составляющей среды, имеющей трехмерное наполнение: материальной, личностной, нематериальной. К ее характеристикам отнесены: новизна и эвристичность ситуации развития, расширение и углубление смыслового поля деятельности; механизмы, обеспечивающие личностно-профессиональное развитие; профессионально-психологическое «Я»; психологическая тонкость окружения (ближней среды); порождение смысложизненного отношения к миру; продуктивная деятельность в среде; средообразующая структура действий профессионала; неопределенность, порождающая творчество. Формирование акмеологической среды не ограничивается определенным периодом профессиональной деятельности, а рассматривается на протяжении всего жизненного пути как в профессиональных проявлениях личности, так и в качественном изменении среды:

- поэтапного построения ведущих компонентов профессионализма, оптимальное сочетание которых осуществляется в процессе акмеологизации среды;

- состоятельности как интегративном качестве, представляющем профессиональные достижения специалиста (социальный статус и успешность, информационный обмен, консолидация социальных функций, осуществление жизненных планов и детерминация личностного роста);

- энтальпии – функции состояния, энергии расширяющейся системы, дающей указания на параметры анализа, и соответствующей силы (резистивности, развития и др.); состояние акмеологической среды - это совокупность ее свойств, выражающихся через функции профессионала и заключающихся в преодолении сопротивления среды (давления, влияния и т.д.), оптимизации диапазона (объема, широты кругов общения), концентрации (количество элементов и др.).

2. Концепция развития профессионала в акмеологической среде включает: определение сущности взаимовлияющих процессов, источников и подходов; принципы и модель развития профессионала в акмеологической среде; алгоритм развития профессионала в акмеологической среде; соответствующие механизмы развития.

Установлена сущность процесса развития профессионала в акмеологической среде, состоящая в совмещении взаимодействующих процессов – поэтапного развития профессионализма и соответствующего преобразования среды. Важными составляющими этой сущности выступают:

- уровень специалиста, соответствующий организационной среде - с этапами адаптации, самоактуализации и владения профессиональными действиями, обеспечивающими личностную включенность, актуализацией смыслов и целей формируемой деятельности, а также разделенные действия;

- уровень профессионала, соответствующий акмеологической формирующей среде с насыщением на этапе адаптации содержания операционального и рефлексивного компонентов, субъектной включенностью, имитируемыми действиями, возникающими на этапе самоактуализации поддержанными действиями, свободным владением профессионально важными качествами в открытом профессиональном пространстве, развивающем адаптирующихся и расширяющим взаимодействие с профессионалом;

- уровень профессионала, как субъекта труда на этапе самоактуализации отличается интеграцией гностического, эмоционально-волевого, организаторского, социально-перцептивного, тактико-стратегического компонентов, проявлением индивидуальности, творческой самореализации, этап свободного владения профессией демонстрирующий гармонию с профессией и соответствующие ступени мастерства в закрытом, сужающемся за счет отбора в профессиональном пространстве, уменьшение хаотичности, преодоление сопротивления среды; это соответствует преобразующе-созидательной акмеологической среде (т.
к. происходит выработка новых для среды и взаимодействия правил, параметров и включение в пространство отношений). Управляя средой, руководитель управляет процессом развития профессионала, а создавая среду, включает механизм управления процессами, происходящими в ней; достижение уровня индивидуальности определяет успех действия профессионала в среде (акмеологический эффект проходит меридианами индивидуальности), субъектная включенность определяется саморегулируемыми и самопобуждающими действиями;

- уровень суперпрофессионализма соответствует рефлексивной акмеологической среде, все компоненты высоко развиты и интегрированы, сформировано новообразование – жизненное профессиональное самоосуществление, отчетливо проявляется феномен средообразования, а также акмеологический уровень взаимодействия личности и среды; интегративность компонентов взаимодействия, качество, достигаемое во взаимодействии, проективность, осознаваемость ценности взаимодействия, прогностичность – предсказуемость результатов, особая психофизическая напряженность.

Этап адаптации связан с выстраиванием кооперативных структур деятельности, саморазвитием активно действующего субъекта, с самоорганизуемыми действиями, сотрудничеством и далее партнерством, при котором качественно иной уровень взаимодействия со всеми субъектами совместной деятельности достигается за счет развитой саморегуляции, активности, профессиональное пространство – открытое и расширяющееся. Этап самоактуализации связан с сотворчеством, возможностью овладения смежными профессиями. Владение профессией – это творческое самопроектирование, проявление в качестве самосозидателя, достигающего вершин (высокие профессиональные результаты, состоятельность, стремление к «уровню своей некомпетентности», индивидуальность).

Модель развития профессионала в акмеологической среде базируется на принципах: развития (индивидуально, гетерохронно, по восходящей, максимально в периоды сензитивности, достижения профессионального идеала, творческой адаптации и компетентности); смены функциональных сред, продуктивности, конечной цели, снятия осуществленного уровня самости (утверждающей самость как социально образующий феномен); управляемости (четкая организация, технологичность, подконтрольность процессов, ограничение зоны действия); открытости (свободный обмен с внешним окружением, незавершенность, переоформление предлагаемых образов); модельности и динамичности, аксиологичности (диспозиции личности), иерархии (3 уровня – базовый, переходный, конечный, которым соответствуют подсистемы формирования, развития, поддержания); оптимизации, дополнительности, средового опосредования (перестройка смысловых образований, выход за пределы созданной структуры среды); средопринадлежности, активности профессионала в среде (реализация субъект-субъектных отношений); когерентности (определяющей характер динамики среды). В связи со сложностью развития профессионала в акмеологической среде, изучаемой с помощью средограмм и акмесредограмм, действие акмеологических детерминант представлено поуровнево.

Акмеологическая модель формирования среды развития профессионала проецирует свои функции (как специфическую, так и логико-методологическую) на деятельность профессионала в его движении от оригинала к идеалу (О-И переход по Б.Г.Ананьеву) через зоны развивающих возможностей с учетом присущих свойств.

Алгоритм процесса развития профессионала в акмеологической среде отражает технологические задачи и схемы взаимодействия, представляя собой постоянные модели – многослойные (слои соответствуют преобразованию среды) и дуально-пропорциональные (каждому слою соответствуют 2 алгоритма, отнесенные к развитию мотивационной и операциональной сфер). Алгоритм обозначает О-И переходы от специалиста до суперпрофессионала.

Внешние механизмы действия акмеологической среды представляют свое действие от инициации (установок, технологий приспособления и саморегуляции) до включения защитных механизмов в интервале «цель-результат» и социального закаливания через непосредственно психологические и опосредованные механизмы влияния (в частности, механизмы действия полей), скрытых случайностей. Промежуточное положение между внешними и внутренними занимают механизмы регулирования и достижения результата. На основных этапах действия механизмов профессионального развития влияние среды неравномерно, затруднено планирование ее изменений, что в совокупности с зависимостью человека от созданной техногенной среды востребует организационные перемены; один из механизмов достижения акмеологического уровня - опережающая интеллектуализация среды с подтверждением явлений двух порядков: опережающее личностное развитие и выдвижение опережающих идей, ограничиваемый действием закона убывающей предельной полезности.

3. Обоснованы и эмпирически определены критерии и показатели, позволяющие отнести испытуемых к определенному уровню профессионализма и виду формируемой акмеологической среды.

В качестве внутренних интегральных критериев выступают:

- структурно-функциональный, включающий показатели преобразований (гибкость, подвижность, вариативность, интегративность), целостности (акменаправленность, взаимосвязанность, аддитивность) средовой оптимальности;

- динамический, объединяющий показатели эффективности развития в среде (гетерохронность, активность в активной среде, акмеориентированное саморазвитие), проективности действий в среде (рост безопасности, осуществление комплексных стратегий с учетом традиций, преодоление сопротивления среды), познавательной информативности (неопределенность, системный подход к отбору информации), чувствительность к глобальным факторам среды.

Внешние интегральные критерии включают показатели и индикаторы:

- новообразований в акмеологической среде, сочетающих в себе качественные (интероперабельность, участие профессионалов в управлении, глобальность среды профессионала), количественные (насыщенность внешними контактами, выход за пределы границ взаимодействия, модуляция возмущающих последствий объектов внешнего влияния), ценностные (значимость окружения, ценность взаимоотношений, свобода как способность контролировать условия организации);

- адаптивно-рефлексивный, включающий показатели средообразования (возникновение нового чувства среды, точек личностно-профессионального роста, инициация средообразования личностью), приспособления к среде (удовлетворенность взаимодействием, психофизическое напряжение, благоприятный психологический климат) или уход из среды (ограничение личностно-профессиональных возможностей), уход из профессии, неудовлетворенность профессионально важных интересов.


4. При анализе акмеологических закономерностей использован прием их последовательного представления по мере прохождения личностью этапов профессионализма; для каждого компонента обнаружены соответствующие закономерности:

- социально-психологические (импульса поисковой активности в связи с неудовлетворенностью профессиональной средой; взаимозависимости интенсивности действия среды и уровня состоятельности профессионала; углубления смысловой интерпретации профессионального развития в среде в процессе перцептивного научения в условиях тренинга);

- организационные (накопления психологической безопасности, самосозидания профессионалом условий поступательно-восходящего движения);

- когнитивные (продуктивное решение профессиональных задач, удовлетворяющих требованиям, задаваемым уровнем развития среды, опережающей интеллектуализации среды);

- креативного (актуализации креативности в преобразующе-созидательной среде);

- социально-перцептивные (необходимости периодов спада профессиональной активности);

- рефлексивные (имманентного действия рефлексивной активности);

- тактико-стратегические (ведущей роли руководителей в преобразовании среды; продуктивной открытости, подчеркивающей кумулятивный эффект индивидуального взаимодействия профессионала и акмеологической среды – горизонтального и вертикального роста, усиливаемого средой и укрепления среды профессионализмом личности; неравновесности подсистем вертикального и горизонтального профессионального роста).

К собственно акмеологическим закономерностям, доказанным эмпирически, отнесены:

- цикличности и взаимовлияния развития профессионала и акмеологической среды;

- циклической активности профессионала в акмеологической среде (в том числе по освоению акмеологической среды);

- восхождения от аморфной профессиональной группы через группу как субъект труда и профессиональную общность к профессиональному сообществу, члены которого объединены творческими целями;

- восприятия возраста (биологического, социального, психологического, акмеологического) в соответствии с профессиональными достижениями;

- осознания состоятельности для профессионалов высокого уровня.

5. Разработана программа психолого-акмеологического сопровождения деятельности профессионала на основе акмесредографического анализа, позволяющая осуществлять индивидуальный (полный или сокращенный) маршрут в зависимости от исходного уровня личностно-профессионального развития специалиста и уровня развития среды организации. Программа включает:

- диагностический этап (констатирующий эксперимент), предполагающий замеры состояния сред; показателей развития специалиста, выявляющий формы взаимодействия со средой, выстраивающий средовой профиль организации;

- проектировочный, предполагающий решение практико - и проблемно-ситуационных задач, отработку действий проектирования профессионального совершенствования, обучение моделированию сред;

- организационный этап, представляющий собой последовательность тренингов, позволяющих специалисту индивидуально пройти путь от изменения восприятия среды и нормативных действий до потребности и осуществления элементов творческой деятельности профессионала в направлении самосовершенствования и формирования собственной акмеологической среды;

- контрольно-регулировочный этап, обеспечивающий коррекцию профессиональных и средообразующих действий за счет анализа совпадений циклов развития организации и личности, функциональности роста профессионала и организации, работы с акмесредограммами (учет общего и особенного в развитии профессионала и среды);

- внедренческий этап, предполагающий проведение в организации методики «Акмесредография» как средства формирования акмеологической среды (применение стратегий и тактик пользователей под влиянием операционализации средообразования и алгоритмизации);

- результативный этап, осуществляющий итоговый срез по акмесредограмме, интерпретацию результатов, выработку рекомендаций по совершенствованию профессионализма и среды.

6. Построены акмеологические технологии, направленные на достижение высокого профессионализма за счет развития внутреннего потенциала, обеспечения потребности организации в коррекции направленности и комплементарности личностно-профессиональных качеств руководителей и команды, совпадения их взаимооценки. Программа тренингов осуществляет 3 модели преобразований (действие руководителей по созданию акмеологической среды, сотрудников при поддержке руководителей, буферных действий с привлечением третьего лица). Профессионально-личностное развитие осуществляется оптимально посредством интеграции личностного опыта, приобретаемого в профессиональной среде и опыта, получаемого под воздействием средовых феноменов, в связи с чем как вариант классификации выделены технологии в выявленном эмпирически соотношении (1:2): а) оптимизирующие среду развития профессионала; б) оптимизирующие развитие профессионала средствами среды (макро- и микроуровни реализации технологий).
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна"
  1. КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ОСЛОЖНЕННОГО И НЕОСЛОЖНЕННОГО ТЕЧЕНИЯ
    основном это относится к осложненным формам ЯБ (Лобанков В.М., 2005). Так, по материалам Красноярской городской клинической больницы № 6 им. Н.С. Карповича, за последние 30 лет число больных с перфорацией и кровотечением увеличилось почти в 2 раза, послеоперационная летальность при данных осложнениях также остается на стабильно высоком уровне и составляет соответственно 5,9% при кровотечении и
  2. Р
    основном два вида — R. echinobothrida и R. tetragona. Стробила R. echinobothrida длиной около 250 мм, присоски округлые с многочисленными шипами, хоботок вооружён крючками, расположенными в два ряда; половые отверстия открываются на середине или в задней трети бокового края членика, у R. tetragona стробила длиной до 200 мм, присоски овальные, вооружены шипами, крючки хоботка расположены в один
  3. ОТВЕТСТВЕННОЕ И БЕЗОПАСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТИМИКРОБНЫХ ПРЕПАРАТОВ В ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЕ
    основных субстанций, проводится согласно положениям справочных монографий; в) с целью гарантии заданного качества и концентрации (стабильности) антимикробных агентов в торговых дозах (в течение всего срока хранения в установленных условиях хранения); г) с целью сохранения стабильности антимикробных препаратов в случае их смешивания с кормами и питьевой водой; e) для гарантии
  4. ОЦЕНКА ВЕТЕРИНАРНЫХ СЛУЖБ
    основную деятельность, а именно: эпидемиологическое наблюдение, профилактика, контроль импорта, системы декларации болезней животных, системы идентификации животных, системы отслеживания, системы контроля перемещений животных, эпидемиологическое информирование, инспектирование и сертификация. Должна быть описана сеть лабораторий и служб на местах, равно как и организационные отношения между ними.
  5. ХИРУРГИЯ УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, РАЗВИВАЕТ
    основные качества хирурга. С.С. Юдин • Практическая (клиническая) хирургия - это великое искусство и, как всякое искусство, отбирает талантливых и преданных служителей его. Н.И. Мирон • Хирургия - наиболее темпераментная из медицинских специальностей. В.А. Оппель • Chirurgiae effectus inter omnes medicinae partes evidentissimus est. Эффект хирургии среди
  6. Лекционное занятие № 1. Введение в науку «Валеология».
    основной причиной этого является превышение смертности над рождаемостью, которое наблюдается с 1992 г. Физическое здоровье - состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену,
  7. Модные системы питания
    основных источников белка и жира. Для примера приведу рекомендации П. Брэгга и Г. Шелтона по приему пищи: • начинайте дневной прием пищи с сочных фруктов, съедайте за день хотя бы одну крупную порцию свежих овощей; • употребляйте орехи, как главный источник белков; • употребляйте жиры в умеренном количестве; • избегайте животных продуктов. Важным вопросом в натуропатическом
  8. Лекция 6 Прояснение сознания
    основная претензия, которую предъявляют моим коллегам на местах, это следующее: — Как это так, вы берётесь лечить людей, а у вас нет медицинского диплома? Мы говорим: — Так мы людей не лечим, мы людей учим. — Как это не лечите? После вас здоровыми становятся и в больницу не ходят. — Ну, это уж ваши проблемы. — Нет. Вы лечите, и лечить не имеете права. Лечить имеем право только
  9. Основные разделы учения о высшей нервной деятельности
    основных механизма осуществляют высшую нервную деятельность: условные рефлексы и анализаторы. Каждый животный организм может существовать только в том случае, если он постоянно уравновешивается (взаимодействует) с внешней средой. Это взаимодействие осуществляется путем определенных связей (рефлексов). И.П. Павлов выделял постоянные связи, или безусловные рефлексы. С этими связями животное или
  10. Этиотропная терапия
    основного белка миелина. Основной белок миелина является крупным белковым телом. Если лишь маленькая его частица (пептид) войдет во взаимодействие с Т-лимфоцитами, они воспримут ее как чужеродную и проявят соответствующую реакцию на нее. Однако эта реакция будет не настолько сильной, чтобы повредить весь основной белок миелина. Одновременно у лимфоцитов происходит привыкание к присутствию частиц

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011