<< Предыдушая Следующая >>

Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов.

Познавательные процессы — субъективные формы отражения человеком объективной действительности. Основные виды этих форм, дающие человеку знания об окружающем мире и о самом себе, — психические процессы ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления;

На первых этапах этого возрастного периода преобладает развитие психических процессов, связанных с приобретением индивидом чувственного опыта.

Чувства — особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительно большой устойчивостью (например, чувство любви к Родине);

К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие. Затем все заметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов: произвольной памяти, речи, мышлении и др. Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в переходе к произвольному характеру протекания большинства психических процессов. Эмоциональное развитие ребенка среднего возраста напрямую связано с переменой его образа жизни и расширения круга общения: он начинает учиться в школе.

Эмоции — субъективные реакции человека (например, радость или страх) на воздействие внутренних и внешних раздражителей, отражающие их значимость в форме непосредственных переживаний.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует новую (межличностную) стадию эмоционального развития, характеризующуюся появлением способности к эмоциональной децентрации. Одним из важных приобретений среднего детства является способность ребенка мотивировать свое поведение моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками.

Мотивы — побуждения, вызывающие активность человека. К мотивам относятся потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Поведение — система ответных реакций человека в виде более простых и сложных действий, поступков и деяний, обусловленная отражением и оценкой в его психическом мире воздействий, источником которых оказывается окружающая его действительность и он сам.

Поскольку в связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность, наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
Формируются навыки логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности и формируется индивидуальный стиль деятельности, который выражается в стиле мышления.

Развитие эмоциональной сферы протекает бурно, для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В юношеском возрасте по содержанию на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. В связи с половым созреванием появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек имеет качественно различный характер. Стремление к познанию мира, своих возможностей, к самореализации в подростковом возрасте проявляется в так называемой реакции увлечения или хобби-реакции.

Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный гетерохромный характер. Развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы. В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций: эмоции родительских отношений, которые включают: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им.

Потребность — нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, субъекта, общности людей; внутренний побудитель активности.

Многие представления о себе, которые формируют "Я-концепцию" в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления: сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала, гражданина.

"Я-концепция" — совокупность всех имеющихся у человека представлений о себе самом как индивиде, личности и субъекте деятельности.

Ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.


У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы людей данного возрастного периода и не снижает их работоспособность и позволяет сохранять трудовую и творческую активность. Развитие аффективной сферы в период средней взрослости протекает неравномерно. Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит.

Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Сутью "Я-концепции" становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.

Самоактуализация — реализация человеком целей, которые он как личность и как субъект деятельности ставил перед собой, исходя из своего понимания смысла жизни и своих способностей.

Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи, с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — пожилым родителям.

В процессе старения когнитивной сферы большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Те интеллектуальные функции, которые зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У людей, достигших этого возраста, возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека. Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. В старости ослабление аффективной жизни лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда привязанность к прошлому, власть воспоминаний. Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека. Степень социальной активности все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития"
  1. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
    характеристики человека в период младенчества. 2. Основные характеристики человека в дошкольном возрасте. 3. Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте. 4. Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте. 5. Основные характеристики человека в период ранней взрослости. 6. Основные характеристики человека в период средней взрослости. 7.
  2. Контрольная работа. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека, 2011
    характеристики человека в различные периоды его возрастного развития Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека Общая характеристика развития человека в онтогенезе Суть проблемы соотношения взрослости и зрелости Хронологический, биологический, социальный и психологический возрасты и возможные варианты их взаимосвязи Неодинаковость критериев зрелости
  3. ПАТОГЕНЕЗ
    основные механизмы регуляции артериального давления. К ним относятся: 1) Барорсцецгорный механизм или рефлекс. Его сущность состоит в следующем - наиболее активные баррорецепторы расположены в дуге аорты (на которую приходится основной гемодинамический удар сердечного выброса) и в синокаротидной области (для контроля перфузионного давления крови поступающей в головной мозг). В ответ на любое
  4. ХРОНИЧЕСКИЕ ГЕПАТИТЫ
    основного этиологического фактора выступает прежде всего вирусная инфекция: вирусы А, В, С, D. Названные возбудители наиболее часто ассоциируются с острым гепатитом, хотя грань между хроническим и острым гепатитами весьма иллюзорна (по определению ВОЗ, - 6 месяцев, а по данным литературы, хронический воспалительный процесс печеночной ткани в 55-65% случаев связан с острым вирусным гепатитом).
  5. ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ
    основном зоны с высокой ощелачивающей функ-цией, что практически полностью блокирует продукцию бикарбонатов слизистой оболочкой гастродуоденальной зоны. Под влиянием микроорганизма возможно возникновение обратной диффузии водорода из просвета желудка в гастральные железы, как следствие этого развитие гиперхлоргидрии и из-быточного высвобождения гистамина, что так же содействует
  6. Репродуктивные органы репродуктивной системы
    основная масса сосудов проходит через мезоварий. Место, где они входят в гонады, именуется воротами яичников. Кровоснабжение гонад осуществляется в основном за счет яичниковой артерии и яичниковой ветви маточной артерии. Кровеносные сосуды в яичниках имеют большое количество анастомозов в корковом и мозговом слоях. Мозговой слой особенно богат сосудами; он граничит с мезоварием. Кровеносные
  7. Нейрогуморальная регуляция и состояние репродуктивной системы в период ее становления
    основные варианты классификаций периодов созревания женского организма (табл. 1.2). Классификации у разных авторов неодинаковы, в них присутствует элемент субъективизма в толковании терминов и границ периодов. Таблица 1.2 Классификация периодов созревания женского организма {foto27}96 I 4. Нейрогуморальная регуляция и состояние репродуктивной системы Окончание табл. 1.2
  8. Нейрогуморальная регуляция и состояние репродуктивной системы в период ее активного функционирования
    основных закономерностях процессов роста фолликула, овуляции и развития желтого тела, охарактеризовать особенности гонадотропной и гипоталамической регуляции этих процессов. Полученные данные в совокупности с результатами изучения секреции половых и гонадотропных гормонов в динамике менструального цикла послужили основой для создания стройной концепции о системе взаимосвязей, обеспечивающих
  9. . Нейрогуморальная регуляция и состояние репродуктивной системы женского организма в период угасания ее функции
    основных функций которого относятся оогенез и гормонообразование, начинается с формирования женской особи и продолжается в течение всей жизни. Старение органа сопровождается тремя процессами: атрезией и/или дегенерацией фолликулов, образованием желтых тел, трансформацией различных клеточных популяций атретиче-ских и лютеиновых компонентов в клетки стромы. Известно, что средняя масса яичников
  10. Дисфункция репродуктивной системы при гиперпролактинемии
    основную часть 366 4.1. Дисфункция репродуктивной системы при гиперпролактинемии иммунореактивного гормона в крови. У женщин репродуктивного возраста стойкое повышение уровня ПРЛ в периферической крови, преимущественно за счет мономерной формы, приводит, как правило, к развитию синдрома персистирующей галактореи-аменореи, гипогонадизму бесплодию [11, 12]. Две другие иммунореактивные

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011