<< Предыдушая Следующая >>

«Оптимизация акмеологического становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования»

В шестой главе раскрывается содержание феноменов «акмеологическое становление» и «акмеологическое развитие», анализируются условия и факторы акмеологического становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, разрабатываются пути оптимизации этнического потенциала посредством акмеологических программ для всех участников образовательного процесса (учащихся и их родителей, студентов, будущих специалистов образования, учителей).

Амкеологическое становление рассматривается как процесс усвоения личностью акмеологических и этнопсихологических установок, ценностей, традиций, которые позволяют человеку адекватно адаптироваться и продуктивно функционировать в полиэтнической среде. Акмеологическое развитие понимается как закономерное, направленное качественное изменение и формирование личности. В этноакмеологии программы акмеологического развития направлены не только и не столько на профессиональные достижения, сколько на развитие полиэтнической просвещенности, компетентности субъектов образования.

Отмечается, что этническое единство любого народа связано с общностью его психики (А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая), а психологические особенности представителей разных этносов не могут не накладывать отпечаток на взаимодействие и общение в сфере образования. Подробно рассматриваются условия акмеологического развития субъектов фундаментального образования, к которым относится полиэтническая среда, социальная восстребованность в полипрофессионалах, наличие акмеологических программ, ориентированных на полиэтническое обучение будущих специалистов образования в вузах и на курсах повышения квалификации специалистов, а также в школе для субъектов образования всех возрастов.

Выявлены и описаны этноакмеологические факторы, влияющие на эффективность авторской системы деятельности специалиста образования: 1. Знание специалистом психологии развития детей и полиэтнических законов коллективной жизни класса, учёт возрастных и индивидуально - этнических особенностей школьников. 2. Рефлексивно-перцептивные способности учителя к проектированию ситуаций межличностного взаимодействия. 3. Высоко/достаточно развитый эмоциональный интеллект и этническая толерантность. 4. К факторам акмеологического развития субъектов полиэтнического образования относятся процесс обучения, этнические взаимоотношения, педагогическая профессиональная деятельность как метадеятельность.

Отмечается, что основная задача авторских акмеологических программ – развить и закрепить в самосознании человека как представителя определенного этноса востребованную необходимость в самопознании, саморазвитии и самосозидании.

На основе проведенного теоретико-эмпирического исследования разработаны и адаптированы научно-практическая площадка и акмеологические программы для всех субъектов образования.

Научно-практическая площадка «Полиэтническая компетентность в начальной школе» (n=27) своей целью имеет: развитие у детей и педагогов представления о разнообразии этнокультур, развитие навыков сотрудничества и этнической толерантности; создание предпосылок воспитания подрастающего поколения на ненасильственной основе, уважении прав и достоинства других людей, на основе гражданско-патриотического воспитания. Программа рассчитана на 3 года обучения в начальной школе (1-3 классы).

Целью акмеологической программы «Этническая толерантность младшего школьника» являлось ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «этническая толерантность»; обсуждение проявлений толерантности и интолерантности в обществе, отработка практических умений этнического взаимодействия.

Эффективность акмеологических программ в начальной школе подтверждена следующими результатами: в наибольшей степени положительные изменения произошли в тенденции к этнорелятивизму, поскольку 24 ребенка (85,1%) (против 74% вначале эксперимента) по результатам демонстрируют позитивную этническую идентичность, связанную с признанием равенства и самоценности каждой этнической группы, а в поведенческом аспекте - проявляют этническую толерантность при взаимодействии друг с другом, в установлении межэтнических контактов. Учащиеся начальной школы также «смягчили» свои позиции по этнодоминантности (6 чел. (22,2%) до начала и 3 чел. (7,4%) после окончания эксперимента), что демонстрирует уход от негативной тенденции к подчинению, подавлению представителей других этносов. Увеличение по оси ассимиляции в сторону этноконформизма связано с тем, что в группе школьников других национальностей появилось 2 человека, которые демонстрируют тем самым некритичную готовность подчиниться большинству и принять нормы российской культуры, на территории которой они живут. Математическая обработка результатов изучения тенденций этнической идентичности до и после эксперимента осуществлялась с помощью критерия знаков G (критерий Мак-Немара): Gэмп = 0, Gкр = 3 (при р ? 0,01); Gэмп < Gкр. Следовательно, сдвиг в сторону позитивных этнических тенденций может считаться достоверным.

Таким образом, анализ результатов показал, что реализация акмеологической программы развития полиэтнической компетентности и этнической толерантности младших школьников имеет положительный результат.
Проведенное исследование доказало целесообразность внедрения в учебно-воспитательный процесс начальной школы программ «Полиэтническая компетентность в начальной школе» и «Этническая толерантность младшего школьника».

С целью развития этнической толерантности подростков была разработана акмеологическая программа, которая рассчитана на 5 - 6 встреч по 4 часа и включает в себя методы социально-психологического и акмеологического тренингов, культурный ассимилятор. Акмеологическая программа «Этническая толерантность подростка» (n=23) своей целью имеет развитие устойчивости к конфликтам и поведенческим отклонениям, придерживание правил общения с культурными ценностями, осознание унверсальности основных человеческих ценностей и идеалов, развитие высокого уровня социального доверия, адекватные формы поведения (самопознание и умение терпимо воспринимать о себе информацию от других), наблюдательность, умение оказывать и принимать знаки внимания. При реализации программы учитывались психофизиологические особенности подросткового периода.

По результатам применения акмеологической программы «Этническая толерантность подростков» была проведена оценка особенностей проявления психологических качеств личности до и после программы, направленных на интеграцию подростков в полиэтнической среде и развитие их этнического самосознания. Результаты демонстрируют положительные изменения, которые наблюдаются в тенденции к этнорелятивизму (с 67% до 77,2%) и снижению доли респондентов, проявляющих тенденцию к этнодоминантности (с 23,7% до 16,2%).

О положительном эффекте занятий свидетельствуют и проведенные по их окончании беседы с испытуемыми и их анкетирование. Все без исключения подростки проявили интерес к вопросам толерантности – интолерантности, отметили актуальность данной темы в повседневном полиэтническом общении. Во время занятий особый интерес вызвало обсуждение вопросов дискриминации и прав человека, этносоциальной специфики Псковской области, налаживания социально-экономических и культурных контактов, прежде всего, со странами Северной и Западной Европы. Результаты показали, что многие подростки считают, что каждый человек толерантен и что нужно воспитывать в людях это качество. Важным событием акмеологической программы, по мнению испытуемых, явились совместные обсуждения конкретных ситуаций взаимодействия (культурный ассимилятор), которые помогли раскрыть человека, лучше узнать себя и своего партнера по общению, а также проведенные занятия, как отметили участники программы, были действительно очень полезными и могут быть полезными во взрослой жизни, в реальном общении. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заявить, что акмеологические программы являются эффективным средством развития личности подростков.

Целью акмеологической программы «Этническая толерантность родителей» являлось: развитие адекватных представлений родителей о различных культурах и психологических особенностях их носителей, развитие позитивной этнической идентичности, осознание собственной роли в трансляции и закреплении этнических стереотипов, повышенние сензитивности к проявлению этнической и расовой дискриминации, совладание со стрессом, жизненными кризисами и конфликтами в этнических отношениях, повышение уровня самосознания и ответственности как за свои поступки, так и за поступки собственных детей.

Анализ эмпирических данных показал, что результативность акмеологической программы «Этническая толерантность родителей», в первую очередь, проявилась дезактуализацией у участников программы этнической гипо- и гиперидентичности. Значимое снижение показателей получено по шкалам этноизоляционизма (с 13 до 9 баллов — у русских, с 9 до 7 баллов - у представителей других национальностей), этноэгоизма (с 14 до 11 баллов и 7 до 4 баллов соответственно), национального фанатизма (с 12 до 7 баллов у русских и 11 до 7 баллов у представителей других этнических групп), этнонигилизма (с 13 до 10 баллов у русских и с 8 до 7 у родителей других национальностей). Динамика этнотенденций родителей представлена на рис.15.

Динамика этнических тенденции у родителей до и после завершения программы (n=27)



Рис.15.

Динамика этнических тенденции у родителей до и после завершения программы (n=27)



В ходе реализации акмеологической программы усилия были направлены на развитие у родителей полиэтнической компетентности, включающей развитие как навыков межкультурного общения, так и социокультурных стратегий, позволяющих преодолевать неизбежные этнические конфликты; развитие позитивного отношения к своей и другой этнической группам; развитие социальной восприимчивости, доверия, эмпатии, умения выслушивать другого человека; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в полиэтнических отношениях. Конечно, следует учитывать, что уровень толерантности для родителей является производной большого количества факторов – СМИ, деятельности органов государственной власти, динамики взаимоотношений между этносами и т.п. Фактически снижение гипо- и гиперидентичных тенденций в этническом самосознании участников программы способствовало развитию бесконфликтного полиэтнического взаимодействия и толерантности.
Статистическая значимость различий средних значений проверялась с помощью t-критерия Стьюдента при р = 0,05.

Таким образом, программа «Этническая толерантность родителей» играет важную роль в процессе развития позитивной этнической идентичности и этнотолерантного отношения родителей. Поскольку именно семья закладывает основы полиэтничности ребёнка, то необходима оптимизация родительской позиции как субъектов полиэтнического образования.

Проведенное исследование позволило определить психолого-педагогические условия развития полиэтнической компетентности в процессе обучения в вузе студентов, будущих специалистов образования, что послужило основанием для разработки паспорта профессиональной внутривузовской полиэтнической компетенции: «Способность и готовность к полиэтническому взаимодействию, самосовершенствованию и самокоррекции в полиэтнической среде». На основе данной компетенции разработана акмеологическая программа развития профессиональной полиэтнической компетентности «Этническая толерантность юношества». Осуществлен анализ эффективности программы: данные, полученные в экспериментальной группе, качественно отличаются от результатов контрольной группы, что указывает на эффективность включения акмеологической программы, развивающей опыт этнической толерантности, основанной на учете как индивидуально-личностных, так и культурно-когнитивных и поведенческих особенностей студентов как будущих центральных субъектов образовательного процесса, способствует становлению и развитию полиэтнической компетентности будущих специалистов образования.

Развитие полиэтнической компетентности студентов в период обучения в вузе представляет собой сложный процесс, предполагающий планомерное развитие всех ее компонентов. С целью комплексного развития полиэтнической компетентности студентов были разработаны и внедрены в работу факультета психологии Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова следующие авторские программы: 1) Учебная дисциплина «Акмеологическое развитие личности будущего специалиста образования»; 2) Акмеологический тренинг совладающего поведения в полиэтническом взаимодействии; 3) Акмеологический тренинг эмоционального интеллекта; 4) Круглый стол «Этническая толерантность в современном образовании». Эффективность внедрения данных программ в процесс обучения студентов доказана статистически-математическими методами.

Анализ результатов развивающего эксперимента показал, что у респондентов экспериментальной группы по сравнению с респондентами контрольной группы произошли значительные изменения по основным показателям, характеризующим уровень развития полиэтнической компетентности. Достоверность результатов определялась по t-критерию Стьюдента. Сравнительный анализ результатов развития полиэтнической компетентности студентов представлен в таблице 2.



Таблица 2.

Уровень развития полиэтнической компетентности у респондентов экспериментальной и контрольной групп (в %, n=57)





Уровень развития полиэтнической компетентности у респондентов экспериментальной и контрольной групп (в %, n=57)



Позитивные изменения уровня развития полиэтнической компетентности в большей степени отмечались в таких структурных компонентах, как эмоционально-волевая, дифференциально-психологическая и социально-психологическая компетентности. Можно констатировать, что академическое обучение в вузах не имеет специфической направленности на развитие полиэтнической компетентности и его эмоционально-волевого потенциала, на формирование этнокультурного менталитета и совладающего поведения в сфере полиэтнического взаимодействия. В процессе обучения, по авторским программам (дисциплина по выбору, тренинги), у студентов развился высокий уровень всех составляющих полиэтнической компетентности. Данные показатели статистически достоверны (рис.16).

Разработаны и реализованы акмеологические программы для специалистов образования в рамках повышения квалификации: «Этническая толерантность специалистов образования», спецсеминар: «Акмеологическое развитие личности в полиэтническом образовании», круглые столы «Этническая толерантность в современном образовании», «Развитие эмоционального интеллекта педагога» и др., проведены индивидуальные консультации специалистов образования по проблемам полиэтничности.

Динамика личностных свойств студентов в экспериментальной группе до и после проведения акмеологического тренинга (n=22)



Рис.16.

Динамика личностных свойств студентов в экспериментальной группе до и после проведения акмеологического тренинга (n=22)





Можно сделать вывод, что эффективность реализации авторской системы деятельности эмпирически подтвердилась, они могут быть использованы в образовании как эффективные средства оптимизации становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "«Оптимизация акмеологического становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования»"
  1. Актуальность исследования
    акмеологического отражения и созидания. Однако не существует специально организованных институтов исследования и развития этнического потенциала. 2. К числу перманентных проблем России как многонационального и полиэтнического государства относится проблема этнического сотрудничества и межэтнических конфликтов. В решении проблемы этнических отношений огромный ресурс заложен в образовательных
  2. «Разработка и внедрение акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования в рамках нового акмеологического направления – этноакмеологии образования»
    акмеологического исследования, дается генезис данного понятия, рассматривается концептуальная взаимосвязь полиэтнического образования и этноакмеологии образования с другими областями знаний; разрабатывается стратегия полиэтнического образования эвристического характера; изучается личность субъектов полиэтнического образования, их ценности, паттерны поведения и установки путем метатеоретического
  3. «Эмпирическое исследование становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования»
    акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования. По результатам психодиагностического исследования этнического потенциала учащихся 2-10 классов можно сделать общие выводы: этническая идентичность проходит ряд этапов от диффузной до реальной, а результатом этого процесса является развитие в младшем школьном возрасте эмоционально-оценочного
  4. «Анализ результатов эмпирического исследования становления и развития полиэтнической компетентности студентов, будущих специалистов образования»
    акмеологических условий и средств развития полиэтнической компетентности, а также дальнейшей разработки программ психолого-акмеологического сопровождения студентов в процессе обучения в вузе. Для выявления индивидуально-психологических особенностей личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения проведено эмпирическое исследование по
  5. Заключение
    акмеологической концепции развития полиэтнической компетентности, определяют перспективы их практического использования в профессиональном обучении будущих специалистов образования, профпереподготовке и повышении квалификации специалистов образования. 2. Исследование акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, являющееся базисом
  6. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    акмеологические механизмы реального достижения оптимума в профессии, раскрывает принципы саморегуляции и самоорганизации, присущие субъекту. Принцип субъекта деятельности получил многократную и многоуровневую конкретизацию в психологии. Идя от определения педагогической системы и ее функциональных компонентов, разработанных Н.В.Кузьминой, А.А.Деркач выделил в деятельности (уже не только
  7. Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
    акмеологическими"2. В настоящее время сложились операциональные определения этих базовых акмеологических категорий, которые могут быть востребованы для исследования становления личности в целом: — акмеологические условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности; — акмеологические факторы — основные причины, носящие характер
  8. Военная акмеология
    акмеологической теории. 2. Предмет военной акмеологии. 3. Сущность военного труда, его структура. 4. Особенности управленческой деятельности военнослужащих. 5. Оптимальность военного труда. Ключевые слова: акмеограмма военного профессионала, акмеологические закономерности и принципы, акмеологический критерий, акмеология военная, акмеология управленческой деятельности, воинский
  9. Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
    акмеологическом сопровождении совокупного труда и всех его компонентов. В связи с этим, требуется уточнение важных понятий, а именно сущности, содержания и организации психолого-акмеологического сопровождения. Акмеологический характер модели психолого-акмеологического сопровождения заключается в обеспечении раскрытия творческого потенциала руководителя в едином контексте труда, продуктивной
  10. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма
    акмеологические категории, такие как «личностно-профессиональное развитие», «профессионализм личности и деятельности», «профессионал», «профессиональная компетентность». Эта сложность затрудняет их аналитические описания, адекватные содержанию. В то же время, как ни парадоксально это звучит, такая сложность открывает огромные исследовательские возможности, потому что факторов детерминации данных

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011