<< Предыдушая Следующая >>

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработано принципиально новое направление исследования специальных способностей как целостных интегральных образований, онтологическая природа которых определяется не в терминах психических функций и не в терминах отдельных компонентов деятельности, а с точки зрения структур ментального опыта как психической основы общих и специальных способностей, формирование которых соответствует дифференционно-интеграционному принципу развития.

В рамках данного направления способности определяются как мера соответствия индивидуально-психологических качеств субъекта определенной предметной области объективной реальности, то есть специальные способности выступают как функциональные свойства структур ментального опыта субъекта. В процессе онтогенетического развития происходит дифференциация предшествующих ментальных структур, отбор и интеграция среди многообразия новых структурных образований тех структур, которые в большей мере соответствуют той или иной предметной реальности, при этом образуется новое интегральное психическое образование – специальные способности, обусловливающие более точное приспособление операционных механизмов к освоению конкретной деятельности.


Объединение теоретического, эмпирического, эволюционного и гносеологического подходов позволила обосновать внутреннюю и внешнюю валидность конструкта «ментальные структуры», который рассматривается как наиболее общее понятие по отношению к понятиям образ, схема, репрезентация и др. В качестве важнейших функций ментальных структур выделяются – отображение, отбор и преобразование реальности в идеальной форме; в качестве их базовых свойств – репрезентативность, избирательность, обобщенность, иерархичность, активность, развитие. Важнейшей детерминантой и психологическим условием развития специальных способностей является формирование концептуальных структур детализированного уровня, релевантных определенной области предметной реальности.

Разработана соответствующая данному направлению системная методология исследования специальных способностей, намечающая пути исследований других специальных способностей.
На основе анализа и обобщения существующих исследований предложено понимание времени реакции сложного выбора как показателя, связывающего воедино физиологические условия (дискриминативную способность мозга), психологические условия (ментальные структуры) и психические свойства (общие и специальные способности). Показана возможность использования времени реакции сложного выбора как показателя меры организации ментальных структур. Определены важнейшие показатели ментальных структур как психической основы специальных способностей: адекватность, зрелость, форма организации ментальных структур, легкость их формирования и устойчивость.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ"
  1. Биологически активные белки вируса гриппа. Активность транскриптазы в клетках и вирионах гриппа
    заключение о РНК, синтезирующейся вирионной транскриптазой вируса гриппа, которое можно сделать на основе описанных экспериментов, состоит в том, что -большая -часть синтезируемого in vitro продукта представляет собой комплементарную РНК, которая, по-видимому, связана с матрицей с помощью водородных связей с образованием многонитчатых .комплексов еще неясной природы. В настоящее время нет
  2. Синдром поликистозных яичников
    общее строение яичников. И консервативное и хирургическое лечение данного контингента больных недостаточно эффективно. У части больных поликистозные изменения яичников могут сочетаться с другими опухолями или опухолевидными процессами в органах репродуктивной системы. В литературе можно встретить описание обнаружения тератомы, папиллярной фибромы, грану-лезоклеточной опухоли или
  3. Влияние процессов старения на проводящие ткани желудочков
    общее заключение относительно того, что с возрастом усиливается фиброз (склероз) проводящих тканей желудочков и уменьшается количество проводящих волокон на единицу объема. Точный механизм этих изменений до сих пор не выяснен. Изменения дегенеративного характера могут затрагивать проникающую и неветвящуюся части пучка, расположенные на гребне межжелудочковой перегородки. Аномалии в этих
  4. Научное обоснование гигиенических нормативов (стандартов) качества питьевой воды
    общее микробное число и содержание санитарно-показательных микроорганизмов. Одним из первых косвенных показателей опасного для здоровья бактериального загрязнения воды был предложен уровень общего количества бактерий (сапрофитов). Многочисленные наблюдения за поверхностными источниками водоснабжения, в которые попали сточные воды населенных пунктов, подтвердили, что существует прямая связь
  5. Показатели санитарного состояния почвы и их гигиеническое значение
    общее заключение о санитарном состоянии почвы, степени ее загрязнения и опасности для здоровья населения (см. табл. 51, 52). Предлагает меры по предотвращению дальнейшего ухудшения санитарного состояния почвы и пути его
  6. Медико-педагогический анализ некоторых форм аномалий развития в детском возрасте
    заключения более глубокими и нередко позволяют избежать ошибок. Диагностика умственной неполноценности Определение умственной неполноценности ребенка (олигофрении) с последующим направлением его во вспомогательную школу следует считать особо ответственным мероприятием. В этом случае как врач-психоневролог, так и педагог (если он участвует в обследовании) должен проникнуться чувством особой
  7. Сочетания и последовательность развития синдромов
    общее заключение о неблагоприятности прогноза в смысле тяжести течения и недостаточной компенсации тогда, когда развиваются компрессионные корешковые или спинальные синдромы на фоне стеноза вну-трипозвоночных каналов и отверстий, особенно в случаях семейных; при внезапно возникающих явлениях раздражения и выпадения со стороны нескольких корешков, что означает, что пульпозное ядро прорвало,
  8. АКМЕОГРАММА
    общее заключение Профессиональной задачей журналиста является информирование людей достоверными фактами, то есть подача новой достоверной информации в образном, запоминающемся, эмоционально окрашенном и эстетически совершенном виде. Журналист должен знать: филологию, иностранные языки, гуманитарные науки, литературу, психологию общения и др. Журналист должен уметь: собирать информацию
  9. Акмеологические методы
    общее, что их объединяет, — они нацелены, как подчеркивается в таких работах, на достижение определенного уровня профессиональных знаний, умений и навыков, которые бы обеспечили субъекту общественно-приемлемое качество труда. Данное качество — это принципиальный момент — по сути дела является средним, не наивысшим для данных условий осуществления деятельности. Оно обеспечивает стабильное
  10. ДЕФОРМИРУЮЩИЙ ОСТЕОАРТРОЗ. ПОДАГРА.
    общее поражение суставов нижних конечностей, видимо, без учета природы заболевания. Нозологическую самостоятельность подагра получила лишь в 1683 г. после детального описания Thomas Sydenham. Веками накапливались многообразные предубеждения и ошибочные представления об этом заболевании. Все еще бытует мнение, что подагра - болезнь богачей и властьимущих и представляет собой страшный недуг.

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011