<< Предыдушая Следующая >>

Методы исследования

Для реализации поставленных задач и проверки гипотез применялся комплекс взаимодополняющих методов. В процессе исследования применялись следующие общенаучные методы: теоретико-методологический анализ научных работ, отражающих состояние изученности проблемы развития профессионального здоровья специалиста; психолого-акмеологический анализ, позволяющий обосновать сущностную характеристику развития профессионального здоровья; ретроспективный анализ разработки проблемы психолого-акмеологического сопровождения развития профессионального здоровья специалиста; опросные методы, включенное наблюдение, направленные на осмысление психолого-акмеологических условий и факторов развития профессионального здоровья специалиста; анализ данных, позволяющий оценить влияние психофизиологических особенностей личности, ценностных ориентаций, самоотношения, стрессоустойчивости, уровня тревожности, депрессивных состояний, уровня эмоционального выгорания, уровня эмоционального интеллекта и др., на эффективность развития профессионального здоровья специалиста. Используя методологию акмеографического подхода для анализа развития профессионального здоровья специалиста и условий его развития, автором разработаны здоровьесберегающие коррекционно-развивающие исследовательско-обучающие комплексы. На констатирующем этапе исследования использовались: теоретический анализ, интерпретация и обобщение научных данных, опрос (анкетирование и интервью), наблюдение, самонаблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности, метод экспертных оценок. Коррекционно-развивающий этап включал развивающий здоровьесберегающий эксперимент.

В состав психодиагностического комплекса входили: 1. Тест-опросник «Самоотношение» (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). 2. «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (модифицированный вариант). 3. Опросник САН (Самочувствие-Активность-Настроение) В.А. Доскина и др. 4. Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. 5. Методика СМОЛ. 6. Определение нервно-психической устойчивости (НПУ) и риска дезадаптации в стрессе по методике “Прогноз». 7. Экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х. Хесса. 8. Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. 9. Диагностика типа темперамента по Я. Стреляу. 10. Диагностика самооценки уровня тревожности по Ч.Д. Спилбергеру (адаптация Ю.Л. Ханиным). 11. Измерение уровня тревоги Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова). 12. «Ценностные ориентации» М. Рокича. 13. «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан). 14. Методика «Анализ своих ограничений» М. Вудкока и Д. Френсиса. 15. Опросник «Подростки о родителях» (ADOR, Шефер). 16. Самооценка психических состояний личности по Г. Айзенку. 17. Методика Х. Шмишека «Акцентуация характера». 18. Методика АСВ («Анализ семейных взаимоотношений» Э.
Г. Эйдемиллера). 19. Методика Р. Плутчика, Г. Келермана «Механизмы психологической защиты».

В ходе здоровьесберегающего коррекционно-развивающего эксперимента использовались: 1. Авторская методика проведения здоровьесберегающего коррекционно-развивающего тренинга. 2. Тренинговые программы трансактного анализа Э.Берна. 3. Здоровьесберегающие системы и комплексы нейролингвистического программирования. 4. КПО Х.К. Лейнера. 5. Метод саногенного мышления Ю.М. Орлова. 6. Здоровьесберегающие методы гештальттерапии и психосинтеза Р. Ассаджиоли. 7. Медитация.

Методы обработки эмпирических и экспериментальных данных включали: сравнительный анализ эмпирических данных, количественный (статистический), корреляционный анализы. При интерпретации использовались графики, диаграммы, сравнительные таблицы, матричные рисунки статистических оценок исследуемых параметров.

Эмпирическая база исследования. Общее число обследованных составило 1800 человек. Основную выборку составляют руководители, медицинские работники, преподаватели вузов, учителя, юристы и др. (1200 человек). В рамках проведения сравнительных исследований в выборочную совокупность также включены предприниматели, студенты (в общей сложности более 600 человек).

Эмпирические исследования развития профессионального здоровья специалиста проводились в течение 13 лет и включали несколько этапов.

Первый этап исследования (1997-2000 гг.): определение цели, задач, объекта и предмета исследования; выдвижение основных гипотез; изучение научной литературы по проблеме исследования. Анализ и обобщение материала, полученного на этом этапе исследования, позволили определить основные противоречия, связанные с изучением здоровья личности, и привели автора к пониманию значимости разработки психолого-акмеологической концепции развития профессионального здоровья специалиста.

На данном этапе проведены социально-психологические исследования регуляции эмоциональных состояний, психического здоровья специалистов с применением психотехнологий управления эмоциональными состояниями. Исследования проводились как в рамках запланированных научно-исследовательских работ (в частности, под научным руководством автора за период 1997-2000 гг. по данной теме было защищено более 15 дипломных работ, издано учебно-методическое пособие «Эмоциональная тревожность и стресс в жизни предпринимателей» (1998), так и в виде выступлений и отдельных сообщений на международных конгрессах, всероссийских, региональных и межрегиональных научно-практических конференциях.

Второй этап (2000-2005гг.) был нацелен на разработку теоретико-методологических основ изучения развития профессионального здоровья специалиста, проверку выдвинутых гипотез, уточнение понятий, дальнейшую операционализацию основных категорий, разработку диагностического инструментария и его апробирование, проведение здоровьесберегающего коррекционно-развивающего эксперимента (автором изданы за данный период пять учебно-методических пособий: «Практикум по клинической психологии» (2002); «Эмоции и чувства руководителей в современных условиях» (2003); «Прикладная социальная психология» (2003); «Стрессы и управление эмоциональными состояниями» (2005); «Психокоррекция и психопрофилактика» (2005) и две монографии: «Эмоции и психическое здоровье предпринимателей» (2002); «Эмоциональный профиль личности руководителя» (2004), включающие теоретический анализ изучаемой проблемы.


Третий этап (2005-2010гг.) включал разработку психолого-акмеологической концепции развития профессионального здоровья специалиста, апробирование модели, алгоритмов и здоровьесберегающих технологий его формирования, исследование закономерностей, условий и факторов оптимизации процесса развития профессионального здоровья специалиста. Результаты проведенной научно-исследовательской работы докладывались на международных, всероссийских, межрегиональных научных конференциях, опубликованы в семи учебно-методических пособиях: «Психология здоровья» (2006); «Психология стресса» (2007); «Основы психосоматики» (2007); «Психология эмоций» (2008); «Психокоррекция в гештальттерапии» (2008); «Проективная психодиагностика» (2009); «Нейролингвистическое программирование» (2009) и трех монографиях «Интеграция индивидного, психического и профессионального здоровья» (2008); «Акмеологическая концепция развития индивидного, психического и профессионального здоровья специалиста» (2009), «Акмеологическая концепция развития акмеологического здоровья специалиста» (2010), отражены более чем в 180 публикациях автора.

Достоверность, надежность и обоснованность результатов исследования обеспечена логикой построения теоретико-методологических оснований работы на всех этапах ее осуществления; аргументацией концептуального замысла с привлечением эмпирических данных; комплексным подходом к исследованию проблемы; использованием взаимодополняющих методов исследования; сопоставлением полученных результатов до и после проведения экспериментального исследования; анализа данных, полученных экспериментальным путем; проведением статистической обработки данных при помощи t-критерия Стьюдента и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Оценка достоверности различий между показателями экспериментальных и контрольной групп осуществлялась при помощи дисперсионного анализа. Повышению репрезентативности исследования способствовали большой объем и разнородность выборки.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Методы исследования"
  1. БОЛЕЗНЬ (СИНДРОМ) ШЕГРЕНА
    методы исследования инфильтрата показывают накопление РФ как в плазматических клетках, так и вокруг них. В результате хронического воспалительного процесса происходит атрофия секреторной ткани с постепенным замещением ее жировыми инфильтратами. Морфологическая оценка степени деструкции выводных протоков малых слюнных желез с перидуктальной лимфоплазмоклеточной инфильтрацией показывает, что эти
  2. ДЕФОРМИРУЮЩИЙ ОСТЕОАРТРОЗ. ПОДАГРА.
    методикам, установить правильный характер артроза. Начало болезни не заметное, больные не могут точно указать давность своего заболевания. Незаметно появляется хруст в суставах при движении, небольшие периодические боли при выраженных физических нагрузках, быстро проходящие в покое. Постепенно боли усиливаются и возникают уже при любой нагрузке, становятся более продолжительными. БОЛИ
  3. СИСТЕМНАЯ СКЛЕРОДЕРМИЯ
    методы исследования. При рентгенографическом исследовании выявляется усиление легочного рисунка преимущественно в нижних отделах. При выраженном фиброзе возникает грубая тяжистая перестройка, легочной ткани, с развитием эмфиземы, не редко при бронхографии удается отметить бронхозктазы. Наиболее ранними являются изменение функции внешнего дыхания, что выражается в снижении жизненной емкости
  4. КЛАССИФИКАЦИЯ
    методам исследований. При расспросе необходимо выявить характер боли, ее локализацию, иррадиацию, особен-ности начала и длительность, а также установить обстоятельства, вызывающие и облегчаю-щие боль. - Анализируя характер болевых ощущений, необходимо отметить, что большинство боль-ных предъявляет жалобы на давящую, режущую, обжигающую или сжимающую боль. Однако ангинозный приступ может
  5. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕГОЧНЫХ ГИПЕРТЕНЗИЙ
    методы определения легочного артериального давления, рентгенологические и другие инструментальные методы исследования с применением нагрузочных тестов. Лечение при адаптивной форме ЛГ не требуется, рекомендована смена места жительства. При дезадаптационной форме северной ЛГ используют антагонисты кальция, нитраты пролонгированного действия, эуфиллин при выполнении работы на холоде,
  6. СИМТОМАТОЛОГИЯ И КЛИНИЧЕСАЯ КАРТИНА
    методы исследования, обнаруживают конкременты в мочевых путях. Морфологические изменения * в почках у этой группы больных, как правило, очень незначительные. ДИАГНОСТИКА нефроуретролитиаза при типичной клинической картине не представляет особых осложнений. Из анамнеза и жалоб < больного выясняют наличие боли в поясничной области, интенсивность которой нередко достигает почечной колики,
  7. КЛИНИКА.
    методически не верный, так как подразумевает две различные нозологические формы. А то заболевание, которое подразумевалось под ним, есть ни что иное, как тяжелый инфекционно-аллергический миокардит, протекающий с выраженной кардиомегалией и тотальной, резистентной сердечной недостаточностью, сопровождающийся тяжелыми нарушениями ритма и тромбоэмболическими осложнениями. Дополнительные
  8. Межпозвоночный остеохондроз
    методов исследования (рентгенография, ЯМРТ), отсутствие общих и лабораторных признаков воспаления. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ проводится с: -туберкулезным поражением тел позвонков; -болезнью Бехтерева, особенно центральная форма; -псориатической артропатией; -болезнью Форестье; -болезнью Рейтера; -саркомой позвонков или метастазах опухолей других локализаций; -болезнью
  9. ПАТОГЕНЕЗ.
    методов исследования выяснилось, что выявление органических или функциональных обструктивных процессов имеет место практически у 98% больных пиелонефритом, что позволяет отказаться от термина "первичный пиелонефрит" и с уверенностью заявить о том, что нет ни единой формы этого заболевания, при которой исходно бы не страдали бы уро- или (и) гемодинамика. Безусловно, важную роль в развитии
  10. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ОСТРОГО ПИЕЛОНЕФРИТА
    методов исследования. К ним относятся: - хромоцнстоскопия - позволяет оценить степень нарушения пассажа мочи из мочеточников. При проведении этого метода исследования наблюдается выделение из устья соответствующего мочеточника мутной мочи, замедленное выведение индигокармина; - - обзорная и экскреторная урография - является наиболее предпочтительным из всех рентгенологических методов

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011