<< Предыдушая Следующая >>

«Методологические и теоретические основы изучения межпоколенных отношений»

В первой главе определяется понятийно-категориальный аппарат исследования, формулируются теоретические предпосылки важнейших концептуальных идей, которые будут положены в основу модели МПО. В данной главе представлены исходные основания решения исследовательских задач, связанных с обоснованием методологического подхода к исследованию и с определением понятийного аппарата. Сформулированы основные теоретические положения проблемы МПО в контексте культурно-исторической парадигмы. Акцентируется внимание на междисциплинарности заявленной проблемы и вместе с тем обосновывается дифференциация этой темы в рамках психологического знания.

Мы исходим из того, что отношения составляют основу в понимании сущности человека, являются стимулом и источником его активности, определяют характер активности человека в окружающем мире, носят сознательный характер (В.Н. Бехтерев, М.А. Басов, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, В.Н. Панфёров, Е.П. Ильин, Л.В. Куликов и др.). В свою очередь, опыт взаимодействия с окружающим миром является определяющим в формировании структуры внутренних отношений человека. Это свидетельствует о динамичности, изменчивости человеческих отношений, а, следовательно, и возможности их развития в процессе онтогенеза. Развитие отношений обусловлено развитием единства внешнего и внутреннего. Эти концептуальные положения позволяют нам рассматривать отношения как процесс, подчеркивая тем самым их изменчивость, динамичность, обусловленные активностью субъектов этих отношений и изменчивостью окружающего мира.

Система общественных отношений, в которые включен человек с момента рождения до самой смерти, оказывает существенное влияние на формирование субъективных отношений к окружающему миру. Кроме того, особенно важным в понимании отношений является то, что они предполагают взаиморазвитие взаимодействующих объектов. Отношения связаны со структурными компонентами личности, поэтому характер отношений определяется личностными особенностями субъектов этих отношений. В отношениях присутствует интеграция жизненного опыта человека.

В отличие от категории «отношение» категория «межпоколенные отношения» лишь только обозначается в отечественной психологии. Отсутствует определение этого понятия, нет его содержательного наполнения, что в значительной степени затрудняет комплексное изучение проблемы. Серьезным препятствием изучения психологических аспектов МПО является также отсутствие в современной психологии определения понятия «поколение». Поэтому одной из основных задач нашего исследования являлось разработка его категориального аппарата в контексте возрастной психологии.

Для решения задачи, связанной с определением категориального статуса понятий были проанализированы подходы в научном знании к определению этих понятий. Например, для антропологов и биологов важным в понимании поколения являются генетические характеристики людей и ступень в происхождении от общего предка. Историки и культурологи отмечают, что каждое конкретное поколение характеризует, прежде всего, его активное участие в конкретных исторических событиях, наличие в связи с этим у представителей разных поколений общих духовно-нравственных идеалов, что позволяет их отнести к определенному типу субкультуры. Демографы рассматривают поколение как сосуществующие и воспроизводящиеся одна из другой возрастные группы: дети, молодежь, взрослые, пожилые, долгожители. Наиболее разработанной категория «поколение» является в социологическом знании. Анализ подходов к определению понятия «поколение» в современном научном знании позволяет с полным основанием говорить о его полисемантичности, междисциплинарности и интегральности.

В современном научном знании выделяется несколько методологических подходов к изучению МПО. Основными из них являются функциональный подход (Т. Парсонз, Р. Мертон и др.) и «теория конфликтов» (Ч.Р. Миллс, М. Мид и др.).

Научный интерес к проблеме конфликта поколений возник в западной психологии и социологии во второй половине ХХ столетия. Последователи «теории конфликтов» (М.В. Вдовина, Е.И. Иванова, Е.А. Смирнова, К. Лоренц, Ж. Мендель, Г. Маркузе, В. Сатир, Л. Фойер и др.) считают, что конфликт поколений – это естественный, универсальный путь развития человеческого общества и определяется самой человеческой природой.

Ряд исследователей (Н.К. Зырянова, И.М. Ильинский, Л.С. Лебедева, С.Н. Паркинсон, П. Парсонз и др.) обостряют проблему конфликта поколений до необратимого разрыва между ними («generation gap»). Все чаще и острее в современном обществе стали проявляться элементы эйджизма.

В западной психологии весьма высок и стабилен интерес к проблеме конфликта поколений (L. Troll, B. Neugarten, R. Kraines; R. Berges; S. Minuchin, H. Fischman; J. Belsky & M. Rovine; E.M. Brody; C. Whitheck; Troll; V. Satir; R. Bendler; J. Jackson; A. Schutzenberger; C. Whitaker и др.).

Социальная психология (особенно зарубежная) изучает закономерности поколенческого поведения, коммуникации и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в поколенческие группы; исследует типы и механизмы их приспособлений к различным ситуациям (Б.Г. Ананьев, Е.Ю. Боброва, Т. Шибутани, Г. Крайг, P. Nora, Y. Renouard). Однако индивидуальные возрастные процессы можно понять только в связи с возрастным анализом поколенческих когорт, к которым эти индивиды принадлежат. Все это предполагает изучение системы поколенческой стратификации и тех факторов, под влиянием которых она изменяется.

В отечественной психологии изучение отношений между поколениями представлено в основном исследованием проблемы «отцов и детей», семейных отношений и психотерапии семьи (М.
А. Абалкина, В.С. Агеев, Ю.Е. Алёшина, А.А. Бодалёв, В.Н. Дружинин, С.В. Ковалёв, Л.Ф. Обухова, Л.А. Регуш, А.С. Спиваковская; В.В. Столин, А.В. Толстых, О.А. Шаграева, Э.Г. Эйдемиллер и др.). В этих работах анализируются результаты изучения различных аспектов взаимоотношений в семье: описываются типы семейного воспитания, особенности взаимоотношений детей и их родителей, причины конфликтов в семье и пути их разрешения, отношения между супругами, проблемы взаимоотношений на разных возрастных этапах и др. Однако, комплексно проблема МПО в отечественной психологии практически не представлена.

Для определения поля значений понятий «поколения» и «межпоколенные отношения» проведено исследование, целью которого было выявление представлений о поколениях и МПО, существующих в сознании людей, представителей разных возрастных групп, и обусловленных либо житейским опытом, либо научными знаниями. В исследовании в общей сложности приняло участие 317 человек в возрасте от 16 до 67 лет, из них женщин – 181, мужчин – 136; с высшим образованием – 142 человека, со средним образованием – 175 человек.

В результате проведения исследования обнаружено, что большая часть испытуемых под поколением понимает группу людей. Респонденты указывают на ряд факторов, объединяющих людей в определенное поколение:

1. Приблизительно одинаковый возраст (К=0,31) (например, «люди одного возраста», «возрастное поколение» т.п.).

2. Приблизительно одинаковый исторический период проживания (К=0,25) («люди, которые родились приблизительно в один период времени (примерно 5 лет)», «люди, живущие в тот или иной период времени», «люди, живущие в одних исторических условиях» и т.п.).

Помимо возрастного и временного факторов респонденты выделяют более глубокие факторы (К=0,13), такие как: идеологически-культурный, политический, экономический, единая система воспитания, общность интересов, нравов, традиций, определенная модель поведения (К=0,14).

Следующим шагом в исследовании было изучение того, какие поколения выделяют респонденты. Задание для испытуемых заключалось в том, что они должны были перечислить поколения.

Анализ названий поколений, которые отмечали респонденты, показал, что опрашиваемые указывают возрастные периоды развития человека («детство», «юность», «взрослость», «старость») (К=0,22). Зачастую даются неточные названия возрастных периодов (типа «детство», «взрослость»), а используются прилагательные, описывающие человека на определенном возрастном этапе, такие как «молодые», «старые» и т.п. (К=0,3). Встречается и смешивание этих терминов в одной классификации периодов, например, «детство», «молодежь», «взрослые». Возрастные периоды онтогенетического развития респондентами располагались практически в правильной последовательности, начиная с раннего возраста до старости.

Среди ответов встречаются такие, где указываются периоды, связанные с определенными историческими эпохами (К=0,05), например, «поколение 60 х», «поколение 70 х», «поколение 80 х» и т.п. Встречаются названия поколений такие, как «современное», «будущее», «ушедшее» (К=0,05).

Таким образом, анализ результатов изучения представлений респондентов о поколениях, позволяет сделать вывод о том, что у опрашиваемых имеются определенные представления о поколениях. В целом, поколение рассматривается как определенная возрастная группа людей, живущих в определенный период времени и находящаяся под влиянием определенных социально-экономических, идеологических, культурных и других условий. В ответах респондентов можно обнаружить различные классификации поколений, в основу которых положены разные основания.

Затем давалось задание назвать 10 ассоциаций, которые возникают у них в связи с МПО. Результаты контент-анализа ассоциативного ряда со словосочетанием «межпоколенные отношения» свидетельствуют: 27,7% опрошенных смогли назвать все 9-10 ассоциаций. Значительная часть респондентов (37,7%) дала 5-7 ассоциаций. 34,6 % респондентов смогли назвать менее четырех ассоциаций. Всего респондентами было дано 508 ассоциаций.

Осуществляя контент-анализ ассоциаций со словосочетанием «межпоколенные отношения», нами были выделены следующие категории: «Переживание», «Семья. Члены семьи», «Обучение. Воспитание», «Взаимоотношения», «Поколения», «Мораль. Культура», «Человек. Психика человека», «Эпитеты».

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что МПО в целом вызывают у опрашиваемых положительные ассоциации. Отношения между поколениями предполагают установление определенных контактов (зачастую между членами расширенной семьи). Каждое поколение заключает в себе определенные нормы, обычаи и традиции, отличающие одно поколение от другого. Взаимоотношения между представителями разных поколений предполагают передачу подрастающему поколению знаний, умений и навыков в различных формах трансляции опыта поколений (чаще всего как оказание помощи), и при этом могут сопровождаться определенными сложностями, конфликтами, ссорами и непониманием друг друга. В обыденном сознании основным критерием выделения поколений является возраст, а МПО соотносятся с взаимодействием представителей разных поколений в семье. Это взаимодействие находит весьма сильный эмоциональный отклик (как положительный, так и отрицательный) у субъектов МПО, что свидетельствует о высокой значимости в жизни современного человека этих отношений.

Изучая проблему отношений между поколениями в современной России, мы выделили вопросы, не ответив на которые, на наш взгляд, невозможно грамотное построение экспериментального исследования: сколько поколений необходимо для одновременного изучения с целью получения наиболее полной и объективной характеристики отношений между поколениями? Каковы критерии дифференциации поколений? Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к философским взглядам, в частности, к идеям Платона, в книгах которого сформулированы положения о поколенческой организации общества.
Одним из основных в его концепции, с нашей точки зрения, является положение о «родовом человеке». Родовая целостность (пять поколений) – главное, связующее звено между человеком и обществом, т.к. содержит в себе неразрывное единство индивидуального и коллективного бытия человека. Методологические и теоретические основы проблемы МПО, заложенные в трудах философов древности, развивались и насыщались научным содержанием на протяжении не одного тысячелетия и продолжают волновать умы ученых современности (Г. Гегель, Г.А. Кондратова, К. Кьеркегор, П.А. Флоренский, В.Н. Сагатовский, П. Сорокин, и др.). Эти положения позволяют заявить идею о единстве пяти поколений для получения максимально объективной характеристики поколений, как на уровне семьи, так и на уровне общества.

Теоретико-методологический анализ существующих в научном знании подходов к изучению отношений и отношений между поколениями, исследование категориального статуса этих понятий дали возможность сформулировать определения понятий «поколения» и «межпоколенные отношения» в контексте возрастной психологии: Поколение – группа людей, ограниченная рамками возраста, живущая в определенный исторический период, в определенных социо-культурных условиях. Межпоколенные отношения – это сложный многоуровневый и многокомпонентный системный, опосредованный культурно-историческим развитием общества, процесс, суть которого заключается в осознанной, ценностно-осмысленной и эмоционально окрашенной интра и интерпсихической активности субъектов – представителей разных поколений – людей разного возраста. Это, в свою очередь, позволило определить исходные положения и критерии дифференциации поколений:

• возраст / возрастной период;

• историческая эпоха (рождение человека и период становления его самосознания);

• социальная роль в семье (дети, внуки, правнуки, родители, прародители).

Дифференциация поколений позволяет говорить о возрасте поколения, который соответствует этапам онтогенеза, определяется историческим развитием общества, эпохальными событиями, оказывающими влияние на развитие самосознания человека, его ценностно-смысловой сферы. Возраст поколения – это период, в течение которого в определенных социо-культурных условиях оформляется общность людей (поколение) с отличительными от предыдущего и последующего поколений психологическими характеристиками, выполняющая определенную социальную роль в семье и обществе. Возраст поколения может меняться в разные исторические эпохи, соответственно меняется и количество одновременно функционирующих в обществе поколений. По мере эволюционирования человека, убыстрения темпов общественного развития, увеличения продолжительности жизни, происходит увеличение количества живущих одновременно поколений – дети, родители, прародители и т.д. Динамика и скорость общественных изменений снижает возраст поколений. «Все более дробная (мелкая с точки зрения количества лет) социальная отчужденность поколений является новым явлением современной истории, которое имеет свои специфические проявления в России, обусловленные спецификой экономического, политического и культурного развития страны за последние 25 лет» (Д.В. Сочивко). Соответственно возраст современных поколений, в соответствии с обозначенными критериями дифференциации поколений, составляет 14-16 лет.

Выделив на основе исторического анализа эпохальные периоды в истории России, которые повлияли на развитие самосознания людей и определили характеристику поколений, в соответствии с выбранными нами критериями дифференциации поколений, среди которых определяющим является возрастной период, а также учитывая среднюю продолжительность жизни человека в России, мы выделяем пять поколений, живущих в современном российском обществе людей:

1 е поколение (поздняя зрелость) – люди старше 61 года («довоенное» и «военное» поколение; есть дети, внуки, правнуки);

2 е поколение (зрелость) – люди, которым от 46 до 60 лет («послевоенное», поколение «оттепели»; есть дети, внуки);

3 е поколение (ранняя зрелость) – люди, которым от 31 до 45 лет (поколение эпохи «застоя»; есть дети);

4 е поколение (молодость) – люди, которым от16 до 30 лет, (поколение эпохи «перестройки», «переходного периода», «начала рыночных отношений»; являются детьми, внуками);

5 е поколение (детство) – дети от рождения до 16 лет (поколение «нового века», «рыночных отношений»; являются детьми, внуками, правнуками).

Таким образом, в современном обществе взаимодействуют 5 поколений. Представители этих поколений – люди разного возраста. Их возрастные особенности опосредованы социокультурным контекстом и поколенческой принадлежностью. Выделение критериев дифференциации поколений, определение категориального статуса понятий «поколение» и «межпоколенные отношения», «возраст поколения», определение характера взаимодействия между поколениями стали для нас исходными теоретическими основаниями при разработке основных положений концепции МПО.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "«Методологические и теоретические основы изучения межпоколенных отношений»"
  1. «Теоретические основания построения исследования межпоколенных отношений в современном российском обществе»
    теоретических положений концептуальной модели МПО, которая послужила основой для построения экспериментального исследования. Концептуальная модель выстраивалась в два этапа. На первом этапе осуществлялось моделирование «межпоколенных отношений» в общетеоретическом плане и в общенаучном контексте, в рамках общепсихологических подходов, через выделение основных параметров МПО на основе анализа
  2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭПИЗООТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
    теоретической концепция этого процесса и ее интерпретация применительно к реальной эпизоотической ситуации соответствующей инфекции. Эпизоотология, как наука, должна характеризоваться законами, диалектически объединенными в теорию эпизоотического процесса. Должны быть возможности для доказательства объективности этих законов и их корректировки, если фактические данные реальной
  3. Методологические основания акмеологии
    теоретической деятельности. Иными словами, методология выступает в качестве общей системы объяснительных принципов или подходов к познанию и позволяет определять, как при данном предмете и объекте проводить научные исследования. Разработка методологического основания акмеологии началась с момента ее формирования как науки. Специфичность предмета, объекта и целей акмеологии заставили
  4. Актуальность исследования
    теоретический анализ современных исследований особенностей любви на возрастных этапах юности и взрослости. Методические: 1. Создать комплекс методик, адекватных целям и задачам эмпирического исследования. 2. Адаптировать для русскоязычной выборки измерительные шкалы романтической привязанности у взрослых, разработанную в зарубежной психологии – Мульти-опросник измерения романтической
  5. Актуальность темы исследования
    теоретической и практической значимостью проблемы МПО в обществе и в научном знании и одновременно недостаточным уровнем ее разработанности в психологии; • между объективной необходимостью и пониманием значимости сохранения связи между поколениями (как условием передачи опыта, сохранения генетической памяти и т.д.) и отсутствием комплексной психологической характеристики этих отношений в
  6. База исследования
    теоретические положения концептуальной модели межпоколенных отношений, которая содержит сущностную характеристику данного социально-психологического феномена, описание его структурно-иерархического содержания, позволившие определить перспективы в его изучении. Конкретизировано понятие «поколение», разработано определение понятия «межпоколенные отношения» в контексте психологии развития. Отношения
  7. Основные публикации по теме диссертации
    теоретические основы проблемы межпоколенных отношений // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И. Вернадского. – 2009. – №4(18). С. 65-76. (1,3 п.л.) 11. Постникова М.И. Международные программы по изучению проблемы отношений между поколениями // Вестник Поморского университета. – Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2009. – № 2. С. 116-121. (0,5 п.л.) 12. Аллик Ю.,
  8. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    теоретическими трудностями, что ограничивает их непосредственное применение у конкретного пациента. Тем не менее эти предварительные попытки использовать строгость и логику, заложенные в количественном методе, обеспечили существенное понимание процесса клинического мышления, выявили пути его совершенствования и позволили свести к минимуму элементы, снижающие его эффективность. Таким образом,
  9. ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
    теоретически при шизофрении это происходит на уровне мезолимбически-фронтальных участков коры мозга. Конечно, всегда есть сомнение, может ли любая «однонейротрансмиттерная» теория любого психиатрического заболевания отражать всю сложность взаимодействия различных нейробиологических и психосоциальных систем, хотя, конечно, такие теории в эвристическом плане могут быть весьма полезными. Гипотеза
  10. Б
    теоретическое обобщение, утверждающее, что индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов развития предковых форм (филогенеза). Так, зародыш млекопитающего на ранних стадиях развития похож на зародыша рыбы, земноводного, на более поздних стадиях — на зародыша пресмыкающегося. Б. з. сформулирован в 1866 немецким учёным Э. Геккелем и

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011