<< Предыдушая Следующая >>

Методологические и теоретические основы исследования

• общие методологические принципы психологии: принцип развития, системности, детерминизма, историзма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.);

• теоретические взгляды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие сущность системного подхода к исследованиям (М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, В.М. Русалов, Г.Л. Парсонз, В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин и др.);

• единство системного, синергетического, деятельностного, субъектного, культурологического, антропологического, аксиологического, акмеологического и процессуального подходов в построении исследования отношений между поколениями и определении понятий «поколение» и «межпоколенные отношения» (А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн);

• методологические принципы акмеологии: личностный, субъектно-деятельностный, принцип активности, соотношения актуального и потенциального, оптимальности (К.
А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Р.Л. Кричевский, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.), которые позволяют рассматривать представителей разных поколений как субъектов собственной жизни, проявляющих активность, инициативность в построении позитивных жизненных планов, актуализирующих тем самым возможности личностного саморазвития и совершенствования, а межпоколенные отношения как важнейшее условие достижения ими вершин своего развития;

• теоретические взгляды отечественных ученых (В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалёв, Л.А. Головей, А.Л. Журавлёв, В.А. Зобков, Е.П. Ильин, А.Ф. Лазурский, Б.Ф. Ломов, В.Л. Марищук, Н.Н. Обозов, В.Н. Панфёров, В.А. Петровский, Е.О. Смирнова и др.), которые рассматривают отношения как диалектическое единство внешней и внутренней обусловленности формирования и развития личности;

• концептуальные позиции, раскрывающие сущностные черты информационного общества, тенденции развития эпистемологии (Р.
А. Аронов, О.Б. Баксанский, П. Дракер, Ф. Лиотар, Ж. Маритен, Т.Н. Носкова, Н.Ф. Овчинников, Ж. Пиаже, А. Поппер, А.И. Ракитов, В.М. Розин, Э. Тоффлер, М. Фуко, Е.Ф. Шиморина и др.);

• теории и концепции, рассматривающие знание, в частности, психологическое знание, психологическую культуру человека как одно из основных условий его гармоничного развития (А.Г. Асмолов, В.И. Гинецинский, В.П. Зинченко, У. Найссер, А.И. Ракитов, В.В. Семикин, В.Л. Ситников, А. Шютц, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский и др.);

• концепции поколенческой организации общества (М.Б. Глотов, Л.А.Гордон, Л.И. Каган, И.С. Кон, Н.В. Шахматова и др.);

• концепция о родовой целостности человека (Платон, Г. Гегель, К. Кьеркегор, П.А. Флоренский, П. Сорокин и др.); трансцендентальная концепция истории Е. Гуссерля и экзистенциальная аналитика М. Хайдеггера;
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Методологические и теоретические основы исследования"
  1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭПИЗООТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
    методологических подходов для решения этой проблемы. Трудности состояли в том, что подобных исследований в ветеринарии практически не проводили. Впервые на Всесоюзной конференции по общей эпизоотологии в 1972 году, а в последующем ежегодно на различных конференциях и симпозиумах, мы докладывали и публиковали результаты работ по этой проблеме. Хотя призывы к изучению эпизоотического
  2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    методологические проблемы, которые могут возникнуть, если использовать данные одного исследования в разных группах пациентов или если объединять данные разных исследований, в которых участвовали разнородные группы больных. Таблица 2.2. Изменение положительной и отрицательной предсказательной ценности одного и того же теста в зависимости от исходной вероятности наличия заболевания
  3. ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
    методологических погрешностей. Так, например, предполагаемое ведущее значение наследственного фактора при шизофрении отвергается таким фактом, что у 89% больных шизофренией родители не страдают этим заболеванием. У 81 % больных шизофренией ни братья, ни сестры, ни родители не больны. Приемлемых объяснений этому пока нет. Модель стрессового диатеза предполагает, что существует определенная
  4. РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
    методологических подходов к лечению, а также определению исходов заболевания. Поэтому необходимы дальнейшие исследования. В то же время накапливается все больше фактов в пользу психофармакологического вмешательства при некоторых расстройствах личности. Так, у лиц с пограничным расстройством, особенно при одновременном нарушении саморегулирования настроения, эффективны трициклические
  5. Б
    теоретическое обобщение, утверждающее, что индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов развития предковых форм (филогенеза). Так, зародыш млекопитающего на ранних стадиях развития похож на зародыша рыбы, земноводного, на более поздних стадиях — на зародыша пресмыкающегося. Б. з. сформулирован в 1866 немецким учёным Э. Геккелем и
  6. Э
    методологическая основа современной биологии и сельскохозяйственной практики. Лит.: Яблоков А. В., Юсуфов А. Г., Эволюционное учение, М., 1976; Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов Н. Н., Яблоков А. В., Краткий очерк теории эволюции, 2 изд., М., 1977. +++ эгиптианеллёз (Aegyptianellosis), инвазионная болезнь птиц, вызываемая одноклеточными паразитами, характеризующаяся лихорадкой и
  7. Занятие 4 Тема: МЕДИЦИНА В РОССИИ I-Й ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ. ТЕОРИИ ПАТОГЕНЕЗА
    методологические подходы к пониманию сущности «здоровья» и «болезни». Такой подход способствовал критическому отношению к теоретическим построениям, как гуморалистов (К. Рокитанский), так и солидаристов (Р. Вирхов). В этот период в России начали формироваться научные медицинские школы, которые возглавили крупные исследователи – преподаватели университетов и академий, развивавшие различные
  8. История медицины как наука и предмет преподавания
    методологические основы истории медицины Общая история медицины изучает: +методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох +важнейшие тенденции и направления в развитии медицины +методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера -вклад отдельных ученых в развитие медицины Является ли общая история медицины связующим звеном между
  9. ИСТОРИЯ НЕВРОЛОГИИ
    методологической основой прогресса в изучении физиологии нервной системы. Развитие этого направления связано с именами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, Магнуса, Шеррингтона и др. И.М.Сеченов (1829 — 1905) явился основоположником рефлекторной теории психической деятельности человека, он показал, что рефлекс — универсальный способ реакции мозга на самые
  10. Приложение
    методологические основы отечественной медицины. История изучения детской невропатологии, связь с другими психолого-педагогическими дисциплинами. В первом разделе "Неврология" — рассматриваются проблемы эволюции нервной системы, особенности строения нервной системы человека, значение уровневой информации. Особое место занимает учение о цитоархитектонике коры головного мозга. Во втором разделе

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011