<< Предыдушая Следующая >>

Методики оценки зрелости концептуальных структур химии и показателей специальных химических способностей

Для оценки зрелости концептуальных структур химии и показателей специальных химических способностей нами были разработаны методики, теоретическое и эмпирическое обоснование которых более подробно представлено в работах (Волкова, 2002, 2005, 2008):

1. Методика «Химические дифференцировки» (дифференцировка – различение близких сигналов и выбор единственного подходящего к сигналу ответа) предназначена для оценки зрелости концепта «вещество». Испытуемый получает последовательно несколько колод карточек с изображениями химических формул, которые раскладывает как можно быстрее на группы согласно определенным, заданным в предварительной словесной инструкции, признакам.

1. Простая дифференцировка – глобальный уровень иерархии концепта «вещество» (родовые признаки) – классификация изображений простых и сложных веществ.

2. Сложная дифференцировка – базовый уровень концепта «вещество» (видовые признаки) классификация изображений веществ по принадлежности к определенному классу соединений (оксиды, кислоты, соли, основания).

3. Сложнейшая дифференцировка («химический пасьянс») – детализированный уровень – более сложная классификация классов соединений. Формулы веществ подбирались таким образом, чтобы испытуемые не могли воспользоваться известными им правилами.

2. Тест «GreatСhemist» построен на тех же методологических основаниях, что и предыдущая методика, но охватывает широкий круг базовых понятийных отношений, составляющих основу современной химии.
Данный тест позволяет оценить адекватность, зрелость, форму упорядоченности и скорость (по числу проб, необходимых для безошибочного выполнения задания) формирования концептуальных структур химии. Тест включает 13 субтестов, в каждом субтесте две пробы по 42 стимула (задания на классификацию, установления тождества-различия, выявление причинно-следственных связей, вероятностное оценивание, др.).

Испытуемому предлагается как можно быстрее и точнее разделить появляющиеся на экране в случайном порядке стимулы на группы (2, 3, 4, 14). Учитывается число ошибок, время дифференцировок. Результаты тестирования представлены в двух шкалах: шкала «знания» (1-5 баллов; 5 баллов – 95% правильных ответов); шкала «способности» – оценка способности испытуемых выделять существенные инварианты химической реальности в разнообразном конфликтном стимульном материале при одинаковом уровне знаний. Тест стандартизован на выборке более 1000 человек, имеет сертификат качества.

3. Химический диктант ? оценивается способность сохранения в долговременной памяти семиотической системы химического языка.

4. Химическая память. Для анализа зависимости объема кратковременной памяти от особенностей семантического материала при слуховом запоминании были подготовлены 4 группы слов: А – обыденные слова (карандаш, груша..); В – закономерность расположения элементов в группах, С – периодическая закономерность расположения элементов, D – элементы разных групп и периодов.

5.
Химическое кодирование – модифицированный вариант субтеста «кодирование» теста интеллекта Д. Векслера: лист А – произвольный порядок элементов; листы В, С – групповая последовательность элементов; лист D – периодическая последовательность элементов.

6. Методика прямого шкалирования компонентов общих и специальных способностей «МИКОСС». Испытуемым предлагалось оценить актуальный и желаемый уровень развития общих способностей (память, интуиция, мышление, языковые способности, умелые руки, математические способности, способности решать задачи по физике) и специальных химических способностей (химическая направленность ума, химическая память, химическая интуиция, химический язык, химическое мышление, экспериментальные способности, способности осуществлять химические расчеты, общие химические способности).

Кроме того, использовались методики других авторов:

7. Методика оценки интереса к химии: уровень интереса к химии определялся по рангу интереса к предмету по сравнению с 24 сферами деятельности, представленными в методике «Карта интересов» А.Е. Голомштока и по методике МИКОСС. Показатели уровня интереса по двум методикам коррелируют между собой (r=0,407***, 278 чел).

8. Тест Р.А. Лидина и Л.Л. Андреевой (1994) «Основные понятия химии» состоит из 70 теоретических и расчетных заданий с выбором ответа.

9. В качестве показателя успешности освоения химии подсчитывался средний балл по дисциплинам химического цикла.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Методики оценки зрелости концептуальных структур химии и показателей специальных химических способностей"
  1. Исследовательские гипотезы
    методик: 1 блок. Методики диагностики специальных химических способностей: 1) авторский компьютерный тест «GreatСhemist»; 2) МИКОСС (методика исследования компонентов общих и специальных способностей); 3) методики на диагностику отдельных сторон химических способностей (химический диктант, химическое кодирование, химическая память, химические дифференцировки); 4) показатели успеваемости по
  2. Химик как субъект деятельности
    методики Торренса в группах испытуемых с разным уровнем успешности по химии Значимые различия показателей креативности в группах испытуемых с разным уровнем успешности по химии отсутствуют (374 студента-химика, 19 лет). В то же время число «химических образов» (пробирки, колбы, воронки, мерные цилиндры, осушители, химические формулы и знаки, графики химических процессов, гальванические
  3. ИСТОРИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
    методике преподавания, учебники и учебные пособия для высших и средних учебных заведений, которые высоко оценены гигиенической общественностью и студенчеством. Среди них — "Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене" (1966). Учебник "Гигиена" (1964, 1967, 1983) стал основным источником гигиенических знаний многих поколений студентов, которые в нем, наряду с фундаментальностью,
  4. II триместр беременности (период системогенеза, или средний плодный)
    методики выполнения амниоцентеза: трансабдоминальный, вагинальный или трансвагинальный (через передний или задний свод влагалища), цервикальный или трансцервикальный (по каналу шейки матки). В настоящее время предпочтение отдают амниоцентезу через переднюю брюшную стенку и реже через передний свод влагалища. Целесообразно применение визуального ультразвукового контроля при производстве
  5. В
    методикам, утверждённым Главным управлением ветеринарии МСХ СССР или рекомендованным Центральной ветеринарной лабораторией МСХ СССР, являющейся методическим центром ветеринарной лабораторно-диагностической работы. По территории обслуживания различают: районные, межрайонные, зональные, городские, областные, краевые и республиканские В. л. Они входят в систему учреждений и организаций
  6. С
    методика подсчёта клеток, телец указаны в инструкции, прилагаемой к прибору. Сфигмограмма: с — систолический зубец; d — дикротическая волна. Схема электронного счётчика для форменных элементов крови: 1 — микроотверстие; 2 — апертурная труба (внутренняя камера); 3 — наружный электрод; 4 — дозирующая часть манометра; 5 — суспензия клеток (наружная камера). +++ сыворотка жерёбых кобыл,
  7. Т
    методике В. П. Филатова селезёнку, печень, мышцы или другие животные ткани и алоэ выдерживают 4—5 сут при t 2—4{{°}}C, затем их гомогенезируют. Известны и др. способы приготовления тканевых препаратов. По предположению В. П. Филатова в тканях при неблагоприятных, но не убивающих их условиях среды образуются фармакологические вещества неспецифического действия (биогенные стимуляторы). Они
  8. Лейомиома матки
    методики с применением ангиографии для визуализации биоциркуляции вводимых материалов. Противопоказаниями для проведения данного вмешательства являются значительный размер опухоли, достигающий величины матки при сроке беременности > 25 нед., наличие узлов на ножке и узлов подслизистой локализации диаметром > 5 см. Уже в ходе первых наблюдений в процессе 6-месячного мониторинга почти у всех
  9. Лечение гестоза в стационаре
    методике: 50 мг пентамина растворяют в 200 мл 20 % раствора глюкозы и вводят со скоростью 20 мл за 10 мин. После снижения среднего артериального давления ниже 130 мм рт. ст. инфузию снижают до 10 мл за 10 мин. Оптимальным средним артериальным давлением в процессе лечения является 100 мм рт. ст. Коррекция водных объемов сопоставляется с суточным (почасовым) диурезом. При недостаточном диурезе
  10. Лечение слабости родовой деятельности (родостимуля-ция)
    оценку состояния плода и его реакции на родостимуляцию (КТГ, биофизический профиль, допплерометрия). Активная фаза родов (раскрытие шейки матки более чем на 4 см): • провести дифференциальную диагностику с дискоординацией родовой деятельности (болезненные схватки, плотная шейка матки, гипертонус миометрия); уточнить расположение швов и родничков плода (исключить задний вид, заднетеменное

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011