<< Предыдушая Следующая >>

Концептуальная схема методологии системной реконструкции структур ментального опыта субъекта

Методология системного исследования, представленная в данной главе, явилась результатом теоретического обобщения многолетних эмпирических исследований (логика развертывания эмпирического исследования представлена в главах 3, 4, 5, 6) специальных способностей химиков и может быть использована для исследования природы других специальных способностей. Необходимость применения системного подхода для изучения психических явлений обоснована в работах Б.Ф. Ломова (1984, 1996), В.А. Барабанщикова (2007 и др.). В соответствии с положениями системного подхода анализ природы специальных способностей с необходимостью требует выход за пределы собственно специальных способностей и реализуется нами на уровнях культурогенеза, субъектогенеза и микрогенеза специальных способностей. Фактором сопряжения разных уровней исследования являются структуры ментального опыта субъекта.

Рассмотрим концептуальную схему методологии системной реконструкции структур ментального опыта субъекта (на примере специальных способностей химиков):

I. Макроуровень – культурогенез специальных способностей.

Задачи:

• Изучение формирования специальных способностей и ментальных структур, лежащих в их основе, в процессе культурно-исторического развития.

• Выявление специфических интегральных свойств объекта познания как целостной системы; разработка модели понятийной системы химии на основе существенных свойств объекта, отраженных в понятиях; выявление стадий развития предметной области «химия» как объекта деятельности.

Методы:

• Реконструкция исходных корней генезиса специальных химических способностей на основе анализа орудий производства и технологий их изготовления, в которых способности и знания человека, изготовившего эти орудия, находят свое материальное воплощение.

• Логико-психологический анализ историко-культурного развития химии, позволяющий воспроизвести зафиксированные и опредмеченные в культуре схемы видения мира, преобразования мира и взаимодействия с ним, характерные для деятельности химика.

• Моделирование системы понятийных отношений химии.

II. Мезоуровень – субъектогенез специальных способностей.

Задачи:

• Изучение динамики становления специальных способностей в процессе обучения; соотношения общих и специальных способностей; сравнительный анализ показателей общих и специальных способностей; изучение особенностей становления специальных (химических) способностей на материале биографий знаменитых химиков.

Методы: биографический; констатирующий и формирующий эксперимент.

III. Микроуровень – микрогенез характеристик специальных способностей.

Задача: сравнительный анализ особенностей познавательных процессов и индивидуально-психологических особенностей личности в группах испытуемых с разным уровнем специальных способностей.

Методы: констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение, логико-психологический анализ особенностей мыслительных процессов, задействованных при решении химических задач.

Специальные способности – целостное интегральное психическое образование, опосредованное внешними (культурно-историческими условиями жизнедеятельности субъекта) и внутренними (психическими и физиологическими) условиями.
Показателем, связывающим воедино психические свойства (общие и специальные способности), физиологические (дискриминативную способность мозга) и психологические условия (структуры ментального опыта субъекта) является время реакции сложного выбора.

Связь между показателями тестов интеллекта и временем реакции сложного выбора выявлена в исследованиях отечественных и зарубежных психологов (Jensen, Whang, 1993; Jensen, 1998; Geary, 1997; Deary, 2000; Г.Ю. Айзенк, 1995; Чуприкова, 1995; Ратанова, 2004; Линн, 2010 и др.): чем выше показатели интеллекта, тем быстрее осуществляются многие реакции сложного выбора, требующие различения, идентификации, нахождения свойств и различий разного рода стимул-объектов, тесно связанных событий.

Важнейшее физиологическое условие – дискриминативная способность мозга к концентрации и разграничению очагов и потоков нервных возбуждений в соответствующих нервных структурах: чем более концентрированы, независимы и разграничены ансамбли нервных возбуждений, тем короче время дифференцировочных реакций и выше точность ответа (Бойко, 2002; Чуприкова, 2004).

Важнейшим психологическим условием умственного развития являются структуры ментального опыта в качестве психического носителя общих и специальных способностей (Веккер, 1976; Чуприкова, 1995, 2007; Холодная, 1997/2002): чем выше мера соответствия данных структур объекту, тем продуктивнее деятельность субъекта.

Базовыми показателями ментальных структур как психических носителей специальных способностей являются:

1. Адекватность (мера соответствия) ментальных структур области действительности (ошибки, точность). Соответствие – это порог распознавания стимул-объектов с определенной степенью точности. С данных позиций способности можно определить как меру эффективности, с какой система распознает определенный диапазон входящих сигналов. Чем выше мера соответствия ментальных структур объекту, тем меньше ошибок в поведении и деятельности.

2. Зрелость ментальных структур – степень дифференцированности-интегрированности инвариантных признаков объекта (в частности, константа оперативного порога различения).

На наш взгляд, зрелость ментальных структур может определяться по показателям времени дифференцировочных реакций. При выполнении дифференцировочных реакций организм затрачивает внутреннюю энергию, которая идет на совершение работы. Наиболее доступным показателем общей величины работы является время различения стимул-объектов (Веккер, 1974). Более способные испытуемые выполняют работу легко, с меньшими энергетическими затратами, следовательно, время различения стимул-объектов в группах более способных испытуемых будет значимо меньше, чем в группе менее способных. По нашим данным, при высокой степени зрелости структур определенного уровня обобщения (глобальный, базовый, детализированный), скорость (время tсрв) осуществления дифференцировочных реакций является величиной постоянной (tсрв = const).

Существование константных величин, характеризующих определенный уровень развития, подтверждается многочисленными исследованиями (Шмальгаузен, 1984; Сонькин, 2009; Чуприкова, 1971; Шпаченко, 1974 и др.
). Факты указывают на существование устойчивой закономерности становления ментальных структур, названной нами правилом константности зрелой структуры: при высокой степени зрелости ментальных структур время реакции сложного выбора становится величиной постоянной.

3. Форма упорядоченности структур (количество уровней обобщенности, особенности их интеграции). Ментальные структуры имеют сложное иерархическое строение, состоят из разных уровней и подуровней. Каждый из уровней обобщенности характеризуется определенным числом выделяемых и кодируемых признаков объекта, а, следовательно, и своими частотными характеристиками (Ланда, 1966; Веккер, 1976). Чем выше уровень обобщения, тем выше степень упорядочивания системы, мерой которого является изменение энтропии системы (?S=k•?w). Для противодействия законам энтропии, ведущим к выравниванию вероятности, снятию различий между уровнями обобщения, необходимы определенные энергетические затраты, количественной характеристикой которых является работа (A ~ t). В условиях большинства психологических исследований (Т, Р, V = const) изменение внутренней энергии системы (?U) при выполнении работы по различению стимул-объектов разных уровней обобщенности пропорционально времени дифференцировочных реакций ?U ~ ?S~ t. Таким образом, время сложной реакции выбора является вероятностным показателем меры организации (точности ответа) и формы организации (количество уровней обобщенности) структур ментального опыта: чем выше уровень обобщения ментального опыта субъекта, тем больше время сложного выбора.

Дифференциация проявляется в разведении уровней обобщенности признаков объекта и поддержании инвариантности между ними. Следствием уровневой дифференциации ментальных структур являются «интеллектуальные пороги», повышение чувствительности к специфическим свойства объекта. Согласно принципу двойной интеграции, интеграция «снизу» (от сенсорных до концептуальных структур) осуществляется за счет процессов созревания в процессе биологического и социально детерминированного развития; интеграция «сверху» ведет к формированию способностей и детерминируется проникновением формы организации высшего понятийного слоя во все нижележащие ментальные структуры и их сквозной перестройкой по образу и подобию концептуальной системы (Веккер, 1976). Следовательно, ключевым фактором, определяющим уровень развития специальных (химических) способностей, является мера соответствия концептуальных структур как высшего уровня ментальных структур, системе основных, конституирующих логику самого объекта понятий химии.

4. Скорость и легкость формирования ментальных структур, отражающих определенную область действительности, их устойчивость и оперативность актуализации.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Концептуальная схема методологии системной реконструкции структур ментального опыта субъекта"
  1. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    концептуальных структур детализированного уровня, релевантных определенной области предметной реальности. Разработана соответствующая данному направлению системная методология исследования специальных способностей, намечающая пути исследований других специальных способностей. На основе анализа и обобщения существующих исследований предложено понимание времени реакции сложного выбора как
  2. Некоторые методологические подходы к оценке качества медицинской помощи
    концептуальных подходов к обеспечению качества медицинской помощи в России. Вопросы качества занимают важное место в Европейской политике здоровья Всемирной организации здравоохранения. Среди сформулированных Европейским бюро ВОЗ задач по достижению здоровья для всех (редакция от сентября 1991 года) задача №?31 «Качество обслуживания и соответствующая технология» указывает следующее: «К 2000
  3. Антропотехнические средства повышения профессионального мастерства
    схема, в результате чего они не могут обратиться к ней при возникновении на практике сложностей с ее реализацией. Кроме того, существенным недостатком антропотехники научения в деятельности является ее "маломощность". Без построения технологических схем профессиональных навыков, могущих быть использованными профессиональными преподавателями и переданными большому кругу учеников, редкие
  4. Теория самоактуализации в контексте гуманистической психологии
    концептуальную основу для теоретического выделения эпизода, части из непрерывного целого, которым является жизнь, способствуют формированию концепции прошлого; тому, кто достиг этого уровня, уже нет причин искать причины неудач в событиях детства или взаимоотношениях с родителями. Даже опыт боли, неудач, ошибок становится возможным воспринимать и интерпретировать как имеющий специфическую
  5. О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией
    концептуальный аппарат, методологию, которая позволила бы нам осуществить содержательный анализ текста именно на предмет выявления стратегий привлечения внимания читателя. Методологический аппарат, который создается под эти задачи, назван нами аттрактив-анализ. Цель его - создание возможности для понимания той стратегии, которую автор философского текста так или иначе выстраивает, преследуя
  6. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНАЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ АКМЕОЛОГИИ
    концептуальных моделей, методического инструментария и способов решения прикладных задач. Рефлексивная культурадигма в акмеологии в целом характеризуется следующими чертам: Во-первых, акмеология обращается к проблематике рефлексии как к социально значимому феномену в современных условиях глобальных перемен в общественном бытии и сознании, причем рефлексивная культурадигма задает ценности,
  7. ВВЕДЕНИЕ
    концептуальном и методологическом плане те оси координат, которыми руководствуются исследователи разных видов специальных способностей (математических – В.А. Крутецкий; художественно-изобразительных – В.И Кириенко, А.А. Мелик-Пашаев; литературных – З.Б. Новлянская, Е.А. Корсунский; музыкальных – Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, Д.К. Кирнарская, М.С. Старчеус; педагогических – Н.Д. Левитов, Ф.Н.
  8. Исследовательские гипотезы
    концептуальных структур, референтных области химической деятельности (далее – концептуальных структур химии). • Обучение, организованное с учетом закономерностей развития специальных способностей, должно привести к более высокому росту показателей специальных способностей по сравнению с обучением, не учитывающим данные закономерности. Разработка и экспериментальное обоснование методологии
  9. Теоретическая новизна и значимость исследования
    концептуальных структур химии, что открывает новые возможности использования данного теста как проективного. Продемонстрированы возрастные особенности развития химических способностей, а также изменения в уровне и структуре химических способностей в условиях специально разработанной технологии обучения. Новым является описание особенностей мышления, оперирующего предметным содержанием химии,
  10. Разработка и применение стандартов при производстве медицинских услуг
    методологии формирования профессиональных стандартов в здравоохранении могут быть представлены в следующей последовательности: 1. Концепция формирования системы профессиональных стандартов. 2. Понятийный аппарат системы профессиональных стандартов и обоснование основных положений его разработки. 3. Применение системного подхода и системного анализа как основных общенаучных методов

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011