<< Предыдушая Следующая >>

Исследовательские гипотезы

В процессе культурно-исторического развития происходит формирование специальных способностей, отражающих общественную потребность в специализации деятельности.

• В процессе онтогенетического развития осуществляется все более точное отражение предметной области деятельности, при этом по мере роста специальных способностей изменяется характер связей между показателями интеллекта и креативности как проявлениями общих способностей и показателями специальных (химических) способностей.

• Особенности организации ментальных структур в группах испытуемых с разным уровнем специальных (химических) способностей будут значимо различаться.

• Показатели химической направленности ума, химического языка, химической памяти, химического мышления, формально-динамических свойств индивидуальности и личностных черт в группах испытуемых с разным уровнем химических способностей будут значимо различаться.

• Ключевым фактором, определяющим уровень интереса к предмету и успешность его освоения в условиях школьного и вузовского обучения, является когнитивная дифференцированность и интегрированность концептуальных структур, референтных области химической деятельности (далее – концептуальных структур химии).

• Обучение, организованное с учетом закономерностей развития специальных способностей, должно привести к более высокому росту показателей специальных способностей по сравнению с обучением, не учитывающим данные закономерности.

Разработка и экспериментальное обоснование методологии специальных способностей потребовало постановки и реализации следующих задач:

1. Разработка основных теоретических положений, касающихся понимания природы специальных способностей: анализ категории «способности»; анализ понятия «ментальные структуры» как объекта теоретического исследования; теоретико-эмпирическое обоснование онтологического статуса ментальных структур.

2. Разработка методологии системного исследования механизмов и факторов развития специальных способностей: разработка концептуальной схемы системной реконструкции структур ментального опыта как психических носителей специальных способностей, позволяющей интегрировать теоретические и эмпирические данные на макро-, мезо- и микроуровнях (культурогенез, субъектогенез и микрогенез отдельных компонентов специальных способностей).

3. Теоретико-экспериментальная разработка основных положений дифференционно-интеграционной концепции и системной методологии исследования специальных способностей на примере обоснования онтологического статуса специальных (химических) способностей: анализ предметной области «химия» как объекта деятельности; теоретический анализ конструкта «химические способности»; поиск объективных количественных характеристик ментальных структур как психических носителей специальных способностей и разработка методов их измерения; теоретико-экспериментальное исследование химических способностей: описание возрастных закономерностей возникновения, функционирования и преобразования химических способностей; эмпирическое исследование соотношения общих познавательных и специальных (химических) способностей; изучение динамики формирования специальных способностей в условиях формирующего эксперимента.


Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретические – историко-психологическая реконструкция процесса генезиса специальных способностей и лежащих в их основе ментальных структур на основе анализа орудий и технологий их изготовления в истории человечества; историко-культурный анализ развития предметного содержания химии; логико-психологический анализ особенностей мыслительных процессов, задействованных при решении химических задач; моделирование строения понятийной системы химии;

эмпирические – наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, констатирующий и формирующий эксперименты. Использовался комплекс диагностических методик:

1 блок. Методики диагностики специальных химических способностей: 1) авторский компьютерный тест «GreatСhemist»; 2) МИКОСС (методика исследования компонентов общих и специальных способностей); 3) методики на диагностику отдельных сторон химических способностей (химический диктант, химическое кодирование, химическая память, химические дифференцировки); 4) показатели успеваемости по предмету химии (Волкова, 2008); 5) тестовые задания для итогового контроля качества знаний в области химии (Лидин, Андреева, 1994); 6) карта интересов А.Е. Голомштока (1968).

2 блок. Методики диагностики общих познавательных способностей:

1) детский вариант теста Д. Векслера (Панасюк, 1973); 2) шкала интеллекта для взрослых Д. Векслера (WAIS) (Муляр; 1995); 3) стандартные прогрессивные матрицы (СПМ) Дж. Равена; 4) тест интеллектуальных и профессиональных способностей (Шмелев, 2004); 5) тест Е. Торренса для выявления вербальной и невербальной креативности (Иматон,1998); 6) компьютерный вариант скоростной классификации стимул-объектов для оценки когнитивной дифференцированности структур ментального опыта (Чуприкова, Ратанова; 1991); 7) методика «Включенные фигуры» Г. Уиткина для диагностики когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость.

3 блок. Методики диагностики индивидуально-психологических особенностей:

1) опросник ОФДСИ В.М. Русалова (1997) для выявления формально-динамических свойств индивидуальности; 2) опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б.Р. Кадырова (1990); 3) опросник 16 PF Кеттелла; В5+ (Шмелев, 2004); 4) дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова (1974).

Статистические методы обработки экспериментальных данных (описательные статистики; параметрические и непараметрические методы выявления различий и методы выявления связей: корреляционный анализ, факторный анализ, линейный регрессионный анализ, дисперсионный анализ (ANOVA) и его непараметрический аналог – Jonckheere-Terpstra Test).
Математическая обработка данных осуществлялась при помощи программного пакета SPSS 10.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается исходными общеметодологическими позициями; адекватностью методов объекту исследования; совпадением результатов теоретической дедукции с данными наблюдений, эксперимента и жизненной практики; соответствием теоретической модели понятийной системы химии результатам эмпирического исследования концептуальных структур, референтных области химической деятельности; соответствием показателей зрелости концептуальных структур химии уровню развития специальных химических способностей; соотнесением полученных автором данных с результатами других исследований; использованием большого числа взаимодополняющих методик (18-ти), позволяющих получить ряд зависимых и независимых показателей, характеризующих особенности развития специальных способностей химиков на разных этапах возрастного развития.

В экспериментальном исследовании, которое проводилось с 1997 по 2007 год, участвовало 1011 человек: 428 учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ из 25 городов и районов Екатеринбурга и Свердловской области и 575 студентов 1-5 курсов химического факультета УрГУ. Кроме того, проанализированы биографии выдающихся химиков прошлого и настоящего (более 200 биографий).
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Исследовательские гипотезы"
  1. Актуальность исследования
    исследовательские гипотезы: 1. Существует влияние компонентов романтической привязанности у взрослых на стиль любви к партнеру противоположного пола. 2. Выраженность эмоционально-поведенческого и когнитивно-поведенческого компонентов чувства любви обусловлена возрастом человека. 3. У мужчин и женщин когнитивно-поведенческий и эмоционально-поведенческий компоненты чувства любви
  2. ПАТОГЕНЕЗ
    исследовательский опыт, накопленный к настоящему времени, свидетельствует о том, что генетическое влияние на артериальное давление имеет полигенную природу. Сейчас уже идентифицированы ген калликреина, локализованный в 1-й хромосоме, ген ангиотензинпревращающего фермента (10-я хромосома), комплекс гистосовместимости (6-я хромосома), которые внесли определенную ясность в вопрос влияния
  3. Нейрогуморальная регуляция и состояние репродуктивной системы в период ее активного функционирования
    исследовательских центрах в качестве экспериментальной модели все чаще используют низших обезьян Старого и Нового Света (главным образом, Масаса rhesus), временные и количественные характеристики менструального цикла которых наиболее близки к человеку. Оказалось, что регуляция менструального цикла у обезьян существенно отличается от регуляции астрального цикла у грызунов (крыса, кролик, морская
  4. Лейомиома матки
    исследовательских институтов Милана (Италия) с включением в исследование 843 женщин с ЛМ, выявленной в пределах 2-х последних лет до включения в данное исследование, и 1557 женщин контрольной группы моложе 55 лет с экстрагенитальной патологией, не страдавших гинекологическими гормонозависимыми и опухолевыми заболеваниями. При многофакторном анализе установлена четкая склонность к потреблению
  5. Качество жизни гинекологических больных
    исследовательской группой ВОЗ — WHOQOL-BREF, являющийся интегративным инструментом для оценки КЖ и основных психометрических свойств и состоящий из 26 пунктов. Он был использован в рамках кооперативного исследования в 23 странах, включая Россию, при опросе населения в количестве 11 830 человек с учетом социальных и демографических характеристик исследованных популяций [22]. В процессе создания
  6. ФИЗИОЛОГИЯ И ФАРМАКОЛОГИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
    гипотезы физиологического интегрирования антагонистических воздействий ?- и ??адренорецепторов на высвобождение норадреналина. Одна из них заключается в том, что ??адренорецепторы опосредуют реакции, развивающиеся при более низких концентрациях агониста, чем реакция, опосредуемые через ?-адренорецепторы, в то время как ?-адреноопоссредуемые реакции доминируют при более высоких концентрациях
  7. НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ АНОРЕКСИЯ И БУЛИМИЯ
    исследовательских работ служил критерий Feighner и соавт. (табл. 73-2). Менее строгие показания были сформулированы в Руководстве по диагностике и статистике психических заболеваний III (ДСПЗ—П1) Американской психиатрической ассоциацией: 1. Сильная боязнь ожирения, которая не уменьшается по мере снижения массы тела. 2. Нарушение нормального восприятия своего тела; например, заявление:
  8. ОСНОВЫ ПРОТИВООПУХОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ
    исследовательских работ. Препараты, проявляющие наибольшую активность при сочетании с хирургическим удалением опухоли, лучевой терапией или тем и другим методами (первичная муль.тимодальная терапия). Источник: из Медицинского письма (15.02.85 г.). Таблица 79-7. Заболевания, при которых химиотерапия наименее эффективна {foto180} , Доступны только для исследовательских работ.
  9. СИФИЛИС
    исследовательских лабораториях. Обе реакции -— гемагглютинации и FTA-ABS — очень специфичны и в случае применения их для подтверждения положительных результатов реагинового теста высокоэффективны для диагностики сифилиса. Однако даже эти реакции могут давать от 1 до 2% ложноположитсльных результатов при массовых скрининговых обследованиях населения. Относительная чувствительность реакций VDRL,
  10. ВРОЖДЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ МЕТАБОЛИЗМА (ОБЗОР)
    исследовательском плане скрининг может дать представление о частоте определенного генотипа в популяции и о полиморфизме заболевания. Однако в контексте рассмотрения врожденных метаболических нарушений скрининг применяется с двумя важными целями: для раннего выявления лиц с риском курабельного заболевания еще до появления клинической симптоматики и для идентификации пар с риском заболевания у

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011