<< Предыдушая Следующая >>

Хронологический, биологический, социальный и психологический возрасты и возможные варианты их взаимосвязи

При выявлении этих уровней и их соотношения хронологический возраст — число прожитых человеком с момента рождения лет и месяцев — мало что значит для понимания состояния его организма, нажитых им характеристик личности, качеств его как субъекта деятельности. Гораздо информативнее для получения правильного суждения обо всех этих его ипостасях оказываются его биологический, социальный и психологический возрасты. Первый всегда скажет о степени соответствия возрастным нормативам развития всех систем его организма, второй — о действительном наличии прав и обязанностей, которыми он располагает, и об уровне реализации их им в поступках и деяниях. Третий — дает картину сформированности его интеллекта, чувств, воли, мотивационно-потребностной сферы, характера, способностей. Все вместе связанные в единую целостную систему показатели, выявленные внутри каждого из трех "возрастов", позволяют заключать о степени приближения человека к состоянию зрелости или уже о достижении ее.

Исходя из сказанного, сравнивая совокупные показатели биологического, социального и психологического возрастов людей, даже если у них одинаковый хронологический возраст, мы неизбежно обнаруживаем различия между ними в этих совокупных показателях. И вариантов таких различий может быть очень много. Так, при переходе из юности во взрослость (хронологический возраст 18—20 лет) у одних людей биологический возраст может быть меньше хронологического. У других, наоборот, он может быть намного больше. Зато у первых их хронологический возраст может отстать от уровня их психологического возраста. А у вторых психологический возраст не дотягивать в своей сформированности до уровня хронологического и для считающихся для этого возраста нормой показателей социального возраста. У третьих по уровню развития значительно впереди хронологического возраста могут оказаться и их биологический, и их социальный, и их психологический возрасты.
В реальности могут быть и иные варианты соотношений названных возрастов при оценивании других совершенно конкретных людей.

Наверное, понятно, что обнаруживаемые у людей к моменту достижения ими ступени взрослости разные уровни проявления показателей биологического, социального и психологического возрастов оказываются следствием действия большого числа факторов, как объективных, так и субъективных. Например, показатели биологического возраста у 20-летнего человека могут быть ниже нормативных из-за врожденных аномалий, вызвавших отставание в развитии какой-то системы его организма. И в то же время другой 20-летний человек по показателям своего биологического возраста может приближаться к биологическому возрасту 40-летнего человека, из-за систематических больших перегрузок, которым подвергалась его нервная система, отсутствия полноценного питания, постоянных нарушений сна и отдыха, перенесенных в связи с этим болезней и действия на организм этого человека и других неблагоприятных факторов. Между прочим, например, врачи установили, что биологический возраст многих титулованных гимнасток — девушек, постоянно подвергающихся физическим и нервно-психическим перегрузкам, — по своим показателям значительно выше их хронологического возраста.

Или, скажем, при наличии у человека задатков — природных предпосылок развития способностей, обучения его по системе, обеспечившей их неординарное развитие, и его воспитания, благоприятствовавшего формированию устойчивой направленности на творчество, — показатели его психологического возраста будут, как правило, обгонять показатели его хронологического возраста. Примеры вхождения в науку Л.Д.Ландау и А.Д.Сахарова, а их число легко увеличить, имея в виду других молодых людей, сравнительно рано ярко проявивших себя на других поприщах, подтверждают справедливость высказанного положения.


Что же касается соответствия показателей психологического возраста показателям биологического возраста в начале ранней взрослости, то тут, помимо взаимосоответствия этих возрастов, возможен не только, так сказать, недобор в показателях психологического возраста по сравнению с показателями биологического возраста, о чем свидетельствуют случаи крайнего инфантилизма, но и вариант несоответствия из-за нарушения нормального хода развития организма человека, когда, например, форсируется его умственное развитие и не проявляется должной заботы о его физическом здоровье и, в частности, обеспечении обязательной двигательной активности, что неминуемо ведет к нарушению работы сердечно-сосудистой системы и к другим расстройствам.

Несовпадение хронологического, биологического, социального и психологического возрастов при вступлении и прохождении людьми ступени ранней взрослости свидетельствует о том, что обычно такая глобальная особенность человека, как его зрелость, представляет собой феномен, содержательные характеристики которого не только не однородны, но и от случая к случаю могут сильно варьировать по степени своей сформированности. Так, один человек, дойдя до ступени взрослости, может быть не зрелым физически, но зрелым социально и психологически, а другой может, наоборот, оказаться зрелым физически, но незрелым социально и психологически и т. д.

Вместе с тем, определяя степень сформированности физических, социальных и психологических характеристик человека и соответствие их эталону зрелости, всегда надо иметь в виду, что критерий зрелости, конкретное содержательное наполнение этого понятия неодинаковы у народов, принадлежащих к разным культурам и жившим в разные исторические эпохи.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Хронологический, биологический, социальный и психологический возрасты и возможные варианты их взаимосвязи"
  1. . Нейрогуморальная регуляция и состояние репродуктивной системы женского организма в период угасания ее функции
    хронологическим, биологическим (иногда его называют менструальным) и социальным возрастом. Наступление постменопаузы определяют по дате последней менструации, но установление этого срока возможно только по наличию спонтанной аменореи в течение 12 мес. Постменопауза характеризуется развитием атрофических изменений в половой системе на фоне стабильно низкого уровня половых гормонов. Наряду с
  2. Дисфункция репродуктивной системы при гиперпролактинемии
    хронологически с нарушениями менструального цикла, а в каждом 5-м наблюдении выявление галактореи на 1,2 ± 0,8 года предшествовало их появлению. У 64 % пациенток обусловленная приемом эстроген-гестагенных препаратов галакторея возникала одновременно с нарушениями менструального цикла. Среди данного контингента больных галакторея диагностирована у 75,6% пациенток с аменореей, у 50,9% — с
  3. Стратегия современной постменопаузальном терапии
    хронологический постменопаузальный возраст. Вместе с тем, однако, вне прямой зависимости от этих деталей, отмеченные отдельными авторами результаты не выявили благоприятных эффектов альтернативной терапии, отличных от таковых при приеме плацебо. В этом отношении показательна оценка результатов лечения самими пациентками. По окончании ряда пилотных исследований только около Уз пациенток,
  4. ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ РЕФЕРАТЫ
    хронологический возраст. Большинство из нас ощущают себя на добрых пять лет моложе, чем мы есть на самом деле. Поэтому наше поведение соответствует нашим ощущениям, мы чувствуем себя энергичными и сохраняем живость. Когда энергия угасает, противодействие этому – физическая активность. Утренняя гимнастика, спорт, танцы, игры и развлечения – все это подает сигнал нашему телу, что требуется
  5. Ошибки процесса лечения
    хронологической последовательности: • клиническое прогнозирование; • анализ и оценка эффективности и рентабельности альтернативных методов лечения; • оценка риска возможных побочных эффектов и осложнений лечения; • выбор тактического варианта лечения; • проведение лечебных мероприятий; • анализ промежуточных и конечных эффектов лечения. Клиническое прогнозирование — весьма
  6. Психобиографический метод
    хронологической последовательности биографических данных к исследованию его как результата сознательной жизнедеятельности. Поэтому исходным моментом в психологическом анализе в процессе биографического интервью должна быть диагностика жизненных целей личности в контексте потребностей. Биографическое интервью позволяет более полно понять и мировоззренческие особенности личности. Информативен в
  7. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
    хронологического, биологического, социального и психологического возрастов на последующих за ранней взрослостью ступенях жизни человека. Ключевые слова: развитие человека в онтогенезе, взрослость, зрелость. — развитие человека в онтогенезе — необратимое, направленное, закономерное изменение организма человека и его психики во всех их проявлениях, происходящее на протяжении всей его жизни;
  8. Контрольная работа. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека, 2011
    биологический, социальный и психологический возрасты и возможные варианты их взаимосвязи Неодинаковость критериев зрелости и понимания самой зрелости у разных народов и в разное историческое время
  9. Синдром поликистозных яичников
    хронологической связью между началом заболевания и состояниями физического и психического аффекта (начало половой жизни, роды и аборты, психические травмы). Нарушение соответствующих функций ЦНС может возникнуть и под влиянием острой или хронической инфекции либо интоксикации (частые ангины, ревматизм, туберкулез и т.п.) в пред-пубертатном и пубертатном периодах. Подобные нарушения, как известно,
  10. Лейомиома матки
    биологических представлениях о функциональной морфологии миометрия, среди которых видное место занимает потенциальная возможность развития адаптационных процессов, необходимых для реализации процесса репродукции [74]. Важное практическое значение этих представлений заключается в привлечении внимания к роли процесса ангиогенеза и временного, вернее — морфометрического, фактора в патофизиологии

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011