<< Предыдушая Следующая >>

Химик как субъект деятельности

Химиками называют людей, чья деятельность непосредственно связана с веществом и его превращениями. Настоящий химик всегда «чувствует вещество» (Еремин, 2010). Химические способности существовали до становления химии как науки и проявлялись в склонности к профессиям «человек-вещество», к манипулированию веществом ради использования его полезных свойств (Коробейникова, Лисичкин, 2004, с. 69). Особенность химического мышления состоит в образных и модельных представлениях о веществах и химических реакциях на уровне микромира. Такое мышление плюс аккуратные, тонко чувствующие руки, плюс особое чувство вещества и химического процесса – основа психологического портрета химика, непосредственно работающего с веществом (Коробейникова, 1991).

Анализ исследований химиков (Эпштейн, 1963; Голубева, 1991; Борецка, 1993; Очирова, 1995; Коробейникова, 1991; Доманова, 1999; Рехтман, 2000; Волкова, 2002; Engelhart, 1927; Barke, 1993; Olsen, 1928; Clark, Riley, 2001; Bird, 2010; Harle, Towns, 2011; и др.) показывает правомерность употребления словосочетания «химические способности».

В рамках деятельностного подхода исследователями выделяется разное число компонентов химических способностей: три (Е.А. Коробейникова), шесть (М.А. Шаталов), семь (К. Борецка, Е.В. Волкова, Д.А. Эпштейн), двенадцать (Е.Е. Доманова). В большинстве случаев, содержание данных компонентов не позволяет понять, в чем же специфика, какова сущность химических способностей. Например, содержание компонентов «химическая голова», «чувство вещества», «химические руки» в равной степени применима и для других специальных способностей.

В рамках функционального подхода к раскрытию природы специальных способностей химиков исследователи пытаются сопоставить значимость тех или иных психических функций в деятельности физика, химика, ботаника, выделяя для химика в качестве важнейшей психической функции пространственное воображение (Лисичкин, Коробейникова, 2003).

Анализ биографий выдающихся химиков позволяет выделить такие особенности: способность видеть целое, прежде его частей; широкая химическая эрудиция; хорошая память на химическую информацию; универсальность восприятия веществ, процессов, методов (способность увидеть общность механизмов, общность строения, общие закономерности получения…); разносторонние интересы и способности; сочетание теоретических и экспериментальных способностей; способность разнородное объединять в единое целое, а сложное расчленять на простые элементарные части; оригинальность мышления; целеустремленность и высокая энергичность деятельности; особая тщательность проведения исследований; остроумность решений и т.д. Данный перечень свойств и качеств личности, вероятно, присущ многим выдающимся деятелям, за исключением одной важнейшей особенности – все эти свойства и качества памяти, ума, интуиции, воображения и пр. направлены на мир химических взаимодействий и опосредованы им.

В разные возрастные периоды химиков привлекали разные аспекты химической реальности: раннее детство – интерес к минералогии, к внешним свойствам вещества; отрочество и юношество – химический процесс; известны случаи проявления интереса к химии в зрелом возрасте.

Химическая направленность ума

Особенность химической направленности ума проявляется в том, что предметное содержание химии затрагивает всю сенсорно-перцептивную организацию человека. Химическая направленность ума – это особое «ощущение материи»; интерес к составу, свойствам, превращениям веществ и явлениям, сопровождающие эти превращения; способность от внешне наблюдаемых характеристик вещества и его изменений переходить к рассмотрению его внутреннего строения (и наоборот), способность замечать и объяснять химические процессы и явления в повседневной жизни и «включенность» в химический мир (Ломоносов, 1961; Эпштейн, 1963; Рехтман, 2000 и др.).

Если особенностью слуха музыканта является высокий уровень звуковысотной различительной чувствительности, восприятия художника – чувство формы, математика – обостренное внимание к математической стороне явлений безотносительно к их качественной специфике, то особенностью химика является чувство вещества и химического процесса. Поэтому ключевой особенностью химической направленности ума является высокий уровень сенсорно-перцептивной различительной чувствительности, что подтверждается результатами нашего эмпирического исследования: в группах испытуемых с разной успешностью освоения химии выявлены достоверные различия времени сенсорных и перцептивных дифференцировок (Волкова, 2008). В то время как на выборках испытуемых физиков, математиков, художников, музыкантов, филологов и др. статистически значимые различия выявлены в семантических дифференцировках (Ратанова, 2004). Таким образом, в становлении химической направленности ума ключевую роль может играть дискриминативная способность мозга в области сенсорных и перцептивных отношений. Своеобразие сенсорно-перцептивной организации поведения состоит в том, что на основе обонятельной, зрительной, осязательной, слуховой, вкусовой стимуляции химик реконструирует микромир химических взаимодействий.

Химический язык

В процессе развития науки, чем точнее отражалась химическая реальность в сознании ученых, тем точнее становился язык химии: от образного языка алхимии к более систематизированным формам тривиальных названий химических веществ. На сегодняшний день химики имеют свой, хорошо разработанный, понятный широкому кругу специалистов язык.
В системе языковых названий веществ, их свойств или процессов отражается склад ума сообщества химиков, специфическое «химическое» расчленение реальности. Название вещества у образованного химика мгновенно вызывают зрительную ассоциацию – структурную формулу. Формула строения вещества вскрывает внутреннюю природу материи, из которой построено данное вещество (Вант-Гофф, 2008).

Сопоставление основных речевых функций и их содержание в «химическом языке» показывает, что функция экспликация «химического языка» направлена на вычленение специфически предметной информации, позволяющей понять сущность химической реальности; функция апелляции «химического языка» отражает специфику мышления химика, способы экспериментальной и коммуникативной деятельности; функция «экспрессии» ярко проявляется только у очень способных химиков и состоит в особом эстетическом отношении к действительности, способности чувствовать красоту веществ, химических процессов и отражать это в речи («жесткие»/«мягкие» условия, «изящный метод», «уходящая группа» и т.д.).

Имеются различия в кодировании: в языке буква (или комплекс букв) является символом звука, а в химии – символом определенного качества (Fe – железо) или особенности процесса (+? Н – эндотермический процесс), т.е. химический знак «овеществлен». Знаковые записи формул соединений отличаются ситуативностью (для решения одних целей целесообразна структурная формула, для других – ионная и электронная, для третьих – молекулярная и др.) и гибкостью (степень окисления элемента может меняться в зависимости от роли и позиции данного элемента в общей иерархии элементов). Структура «языка химии» при помощи корня, префиксов, суффиксов и локантов осуществляет не только грамматическое оформление речи, но и кодирование качественного и количественного состава, строения вещества, принадлежности к определенному классу, а, следовательно, и прогнозирование возможных физико-химических свойств.

Химическое мышление

Специфика мышления химика определяется преобладанием целостного подхода к познанию вещества; обратимостью операций перехода от макроуровня наблюдений к микроуровню описания; логика химика отражает логику превращения веществ; отличается эвристичностью, гибкостью понятий химии; сочетанием абстрактных и наглядных представлений.

Логико-психологический анализ особенностей мыслительных процессов, задействованных при решении химических задач показал, что мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, установления тождества-различия, выявление причинно-следственных связей, вероятностное оценивание) опосредованы качественно-количественными отношениями химического взаимодействия (Волкова, 2008). Чем точнее отражается химическая реальность, тем продуктивнее мышление химика.

Концептуальные структуры, фиксирующие модель взаимодействия индивида с химической реальностью, имеют сложное иерархическое строение. Например, иерархическая система концепта «вещество» может быть представлена следующими уровнями:

Глобальный уровень иерархии (простая дифференцировка) – исходный конструкт «чистое вещество» дифференцируется на конструкты «простое соединение» и «сложное соединение»: если в формуле соединения один знак химического элемента – то данное вещество относится к «простым», если два и более – к «сложным».

Базовый уровень иерархии (сложная дифференцировка) – дифференциация конструкта «сложное вещество» на конструкты классов соединений, при различении которых помимо категорий признаков знаков и признаков тождества знаков для каждого класса добавляются категории признаков: количества; состава; положения или последовательности элементов и групп; условия. В целом, для четырех классов соединений количество таких категорий возрастает минимум в 4 раза (особенно по категории признаков «состав» – известно 117 химических элементов и множество их сочетаний, образующих разные функциональные группы).

Детализированный уровень (сложнейшая дифференцировка) – предполагает более тонкое различение стимулов. Вводятся дополнительные признаки классификации. Например, для кислой соли в формуле появляется атом водорода: Меm (НpK)n-p; в основной соли – гидроксогруппа: Mem-p(OH)pKn; для двойной – два и более катиона (при этом может быть катионы одного и того же металла, но с разными зарядами) MmM*pKn+р; в смешанной соли – два и более остатка разных кислот МmKpK*n-p.

Анализ показателей зрелости концепта, релевантного понятию «вещество», показывает, что во всех группах испытуемых время сложнейших дифференцировок больше, чем время сложных и простых (правило формы) (табл. 1). По мере возрастного развития и освоения химии время дифференцировок уменьшается (правило роста формирующейся структуры). Формирование структур осуществляется от глобального к базовому, и затем – детализированному уровню. Структура концепта «вещество» в группах испытуемых с разной успешностью в химии отличается по форме упорядоченности концептуальных структур (разное количество уровней обобщенности).

Таблица 1

Показатели зрелости концептуальных структур в разных группах испытуемых

(время и точность дифференцировок)



Показатели зрелости концептуальных структур в разных группах испытуемых (время и точность дифференцировок)



Химическая память

Способность запоминать химическую информацию характеризует «химическую память». Метод математического анализа для парных выборок позволил выявить достоверные различия между самооценками памяти и «химической памяти» (t=2,287*).
Лучше успевающие по химии студенты оценивают свою память на химическую информацию выше, а хуже успевающие – ниже по отношению к способности запоминать «вообще». Различия в субъективных оценках подтверждается данными объективного анализа: выявлены значимые различия между способностью запоминать слова русского языка и названия знаков химических элементов (р=0,000).

Данные корреляционного и дисперсионного анализа, а также результаты формирующего эксперимента показывают, что чем выше когнитивная дифференцированность концептуальных структур химии, тем выше продуктивность памяти на химическую информацию, выше скоростные показатели ее кодирования. Организация «химической памяти» в группах испытуемых с разным уровнем успешности имеет свои особенности. В выборках более способных химиков факторный анализ позволил выделить три фактора, описывающих 74,5 % общей дисперсии: 1) долговременная химическая память; 2) общие мнемические способности, отвечающие за сохранение и воспроизведение несвязной информации в разных форматах – слова, цифры, знаки химических элементов; 3) память на химические закономерности. В группах менее способных фактор «память на химические закономерности» не выделился, поскольку способность запоминать химические закономерности у этих испытуемых, по-видимому, в большей степени определяется общей мнемической способностью.

Качественно-содержательный анализ выполнения теста Равена

в группах студентов с разным уровнем успешности по химии

В данном параграфе представлен качественно-содержательный анализ выполнения СПМ Равена в группах испытуемых с разным уровнем успешности в химии позволяющий зафиксировать проявление структур качественно-количественных отношений химии при выполнении разных серий данного интеллектуального теста.

Качественно-содержательный анализ выполнения методики Торренса

в группах испытуемых с разным уровнем успешности по химии

Значимые различия показателей креативности в группах испытуемых с разным уровнем успешности по химии отсутствуют (374 студента-химика, 19 лет). В то же время число «химических образов» (пробирки, колбы, воронки, мерные цилиндры, осушители, химические формулы и знаки, графики химических процессов, гальванические элементы, электролиз и т.д.) при выполнении невербальной батареи Торренса у более успешных химиков значимо выше, чем у менее успешных (Т=3,253**).

Сравнительный анализ показателей общих и специальных способностей в группах испытуемых, отобразивших и не отобразивших химические образы в невербальной батарее Торренса, выявил большее число достоверных различий по показателям специальных химических способностей, при этом различия по показателям интеллекта (ТИПС, СПМ Равена, тест Векслера) и креативности (тест Торренса) отсутствовали. Выявлены значимые связи между числом химических образов и временем химических дифференцировок (ANOVA). Следовательно, появление «химических образов» в невербальной батарее Торренса может служить надежным критерием для выявления потенциально способных химиков. Соответственно невербальную батарею теста Торренса можно использовать в качестве проективной методики.

Индивидуально-психологические особенности химиков

Природа химии, как объекта деятельности, выдвигает определенные требования к индивидуальности субъекта (Clark, Riley, 2001). Полученные нами эмпирические данные показывают, что такие формально-динамические особенности, как высокая активность нервной системы и низкая эмоциональность (сангвинистический и смешанный высокоактивный дифференциальный тип темперамента (ОФДСИ В.М. Русалова)), доминирование второй сигнальной системы (тест Б.Р. Кадырова) являются наиболее благоприятными внутренними условиями формирования специальных химических способностей. Однако, чем выше показатели успешности по химии, тем меньше число связей между показателями специальных химических способностей и показателями тестов ОФДСИ В.М. Русалова, Я. Стреляу, Б.Р. Кадырова (в группе отлично успевающих по химии студентов – 14, в группе хуже успевающих – 97 корреляционных связей). Следовательно, формально-динамические особенности индивидуальности только обеспечивают более благоприятные условия для формирования специальных способностей, но не определяют их уровень.

Анализ уравнений регрессионных зависимостей показывает, что градация химиков по успешности обучения и уровню специальных способностей связана с такими чертами личности (16 PF Кеттелла), как ответственность и добросовестность (G), интерес к теоретическим вопросам, высокая творческая активность (М), самодостаточность, независимость, самостоятельность, инициативность (Q2), мягкость, утонченность, образность восприятия мира (I). Эти данные согласуются с исследованиями Clark, Riley (2001). Вместе с тем, необходимо отметить, что успеваемость по химическим дисциплинам (у) и уровень специальных способностей химиков (х) детерминируется разными чертами личности: для группы хорошо успевающих по химическим дисциплинам студентов, уравнения зависимости имеют вид y=4,598+0,038N, x=23,713+3,307F+3,475G. То есть оценка связана с умением приспособиться (N), а уровень химических способностей – с оптимизмом, малой чувствительностью к запугиваниям (F), добросовестностью и внутренней порядочностью (G).
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Химик как субъект деятельности"
  1. О РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ МИКРОСРЕДЫ В ДОСТИЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКОМ ВЕРШИНЫ В СВОЕМ РАЗВИТИИ
    химиков преподававший в Санкт-Петербургском университете Д.И. Менделеев, как завлекал самозабвенно работать в области русской истории В.О. Ключевский, читавший лекции в Московском университете, как "ставил глаз и руку" в области живописи П.П. Чистяков в Академии художеств в Санкт-Петербурге, или как однозначно покоряюще буквально потрясал слушателей глубиной своего проникновения в непознанные еще
  2. Смыслы бытия старших школьников: реальность и мифы
    химиков, историков и филологов и, конечно, тех, кто занят на производстве. Разумеется, формальных биографий выдающихся людей здесь явно недостаточно; . педагогическими усилиями учителей-предметников, в профессиональную квалификацию которых должно входить понимание роли и места преподавания предмета в жизненном и профессиональном самоопределении личности; . усилиями практических психологов,
  3. Основные положения, выносимые на защиту
    химика и обусловливают ее успешность и индивидуальное своеобразие. Высокий уровень специальных способностей связан с формированием концептуальных структур детализированного уровня, релевантных определенной деятельности. Дифференционно-интеграционная концепция специальных способностей позволяет описать особенности организации, функционирования и развития специальных (химических) способностей с
  4. Концептуальная схема методологии системной реконструкции структур ментального опыта субъекта
    химиков и может быть использована для исследования природы других специальных способностей. Необходимость применения системного подхода для изучения психических явлений обоснована в работах Б.Ф. Ломова (1984, 1996), В.А. Барабанщикова (2007 и др.). В соответствии с положениями системного подхода анализ природы специальных способностей с необходимостью требует выход за пределы собственно
  5. Связи показателей зрелости концептуальных структур химии и показателей химических способностей
    химиков). Экспериментальная выборка – 372 студента второго курса химического факультета обучавшихся у одних и тех же преподавателей. Одна подгруппа студентов усваивает знания быстро, легко и прочно, они отличаются высокой работоспособностью, скоростью при решении различных химических задач. Другая подгруппа усваивает знания медленно, с трудом и непрочно, у них решение именно химических задач
  6. ВЫВОДЫ
    химика. 8. В результате формирующего эксперимента разработана программа школьного обучения химии, построенная в соответствии с закономерностями развития ментальных структур репрезентации химических знаний (в первую очередь, концептуальных структур химии), играющих интегрирующую роль в организации интеллекта и личностных свойств. Данная программа позволяет быстро и прочно осваивать знания по
  7. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
    как слабость, потливость, сердцебиение, головная боль. Такие больные эмоционально возбудимы, для них характерны раздражительность, возбудимость, неустойчивость настроения, нарушения сна. Они обычно предъявляют много жалоб, подробно рассказывают о болезненных ощущениях и полностью находятся во власти своей болезни. ЖАЛОБЫ - Основным субъективным симптомом является боль в правом
  8. ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ
    как около 200 лет тому назад Крювелье привлек внимание врачей к язве желудка, интерес к этому заболеванию прогрессивно возрастает. Примерно то же относится к подробно описанной намного позже (Moynihan, 1913) язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Под язвенной болезнью в настоящее время понимают общее, хроническое, рецидивирующее, циклически протекающее заболевание, при котором в
  9. Оказание неотложной помощи в условиях поликлиники
    химико-токсикологическим исследованием. Внезапность заболевания, угроза, которая нависла над ребенком, иногда не позволяют родителям критически оценить случившееся. В этом случае не следует торопить родителей, необходимо дать им время успокоиться и вернуться повторно к анамнезу через какое-то время. В некоторых случаях родственники в страхе перед ответственностью могут дать неполную, а иногда
  10. Качество жизни гинекологических больных
    как «качество жизни». В соответствии с определением ВОЗ (1976), здоровье характеризуется «состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствием болезни или физических дефектов». Качество же жизни, по общепринятому определению, представляет собой интегральную характеристику физического, психического, эмоционального и социального функционирования больного,

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011