<< Предыдушая Следующая >>

«Эмпирическое исследование становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования»

В третьей главе предлагается общая характеристика эмпирического исследования 2127 респондентов. К процессу эмпирического исследования были привлечены учащиеся начальной школы – 402 ребенка, учащиеся средней школы с 5 по 11 классы – 250 учащихся, родители учеников начальной школы – 83 человека, студенты вузов – 489 человек, учителя средней школы – 184 человека, психологи, социальные работники, врачи, служащие г.Пскова и Псковской области (17 - 65 лет) – 719 человек.

В таблице 1 представлены 27 психодиагностических методик изучения полиэтнической компетентности и ее компонентов, анализ результатов которых описан в третьей, четвертой и пятой главах.





Таблица 1.

Методики исследования полиэтнической компетентности

субъектов образования





Методики исследования полиэтнической компетентности субъектов образования



Третья глава посвящена подробному анализу результатов эмпирического исследования этнического потенциала учащихся и их родителей, анализу социального заказа, социальной потребности в специалистах с полиэтнической компетентностью, а также обоснованию актуальности разработки акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования.

По результатам психодиагностического исследования этнического потенциала учащихся 2-10 классов можно сделать общие выводы: этническая идентичность проходит ряд этапов от диффузной до реальной, а результатом этого процесса является развитие в младшем школьном возрасте эмоционально-оценочного осознания принадлежности к этнической общности; детское представление об этнических группах не всегда коррелирует с информацией о них, предубеждение предшествует знанию; этнические знания становятся более дифференцированными к старшему школьному возрасту; тенденция к этнорелятивизму сохраняется от начальной школы до старших классов, этнодоминантность понижается к старшему школьному возрасту, этноцентризм появляется лишь у старшеклассников, а тенденция к этноконформизму исчезает к старшим классам (рис. 3).

Выраженность этнотенденций учащихся



Рис. 3.

Выраженность этнотенденций учащихся

(%, n=211)



На основе анализа показателей степени выраженности этнического потенциала родителей Псковской области можно заключить, что для абсолютного большинства представителей контактирующих этнических групп характерна позитивная идентичность или идентичность по типу «нормы». В ее структуре позитивный образ собственной этнической группы соотносится с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Другими словами, позитивная этническая идентичность – это определенный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, а с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтничном мире. В то же время значительная часть респондентов (количественный показатель колеблется в широких пределах: от 20% до 60%) одновременно демонстрирует установки в таких формах, как этноизоляционизм, этноэгоизм или этнофанатизм (рис. 4).

Этническая идентичность родителей учащихся



Рис. 4.

Этническая идентичность родителей учащихся

(%, n=83)

Особенную озабоченность вызвал факт наличия у значительной доли респондентов русских родителей тенденции этнофанатизма, который является крайней формой проявления этнической интолератности и свидетельствует о высоком уровне межэтнической напряженности, о готовности идти на любые действия во имя этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», об отказе в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями представителям других народов, признания приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдания любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
Выраженная тенденция к этнической интолерантности проявилась и при изучении толерантных установок, хотя преобладает средний уровень развития этнотолерантности (64,7%), однако негативный уровень толерантности имеют 12,4% родителей, а неопределенный, размытый уровень толерантности у 18,1% (рис. 5).

Этническая толерантность родителей учащихся



Рис. 5.

Этническая толерантность родителей учащихся

(%, n=83)

На основе исследования удовлетворенности образовательной средой родителями и их оцениванием психологической безопасности нахождения их детей в школе можно сделать следующие выводы: 1) большинство родителей удовлетворены образовательной и воспитательной средой школы, где учатся их дети. Однако родители, русские по национальности, чувствуют себя менее защищенными и неуверенными в образовательной среде, чем представители других этнических групп; 2) родители, русские по национальности, проявляют меньший уровень развития полиэтнической компетентности и терпимости, чем родители других этносов; 3) этнопсихологические особенности родителей положительно коррелируют с удовлетворенностью образовательной средой и психологической безопасностью нахождения в школе своих детей.

Выявление взаимосвязей и типологии психолого-акмеологических особенностей учащихся и их родителей как субъектов полиэтнической образовательной среды позволило осуществить факторный анализ эмпирических данных, описывающих 60,8% общей доли дисперсии

Первый фактор описывает 23,6% дисперсии и включает в себя следующие переменные: позитивная этническая идентичность (0,860), знание своего родного языка (0,652), интерес к культуре и истории своего народа (0,548). Исследования показали, что представители всех опрошенных в данном исследовании этнических групп, включая русских, относятся к этому положительно. Позитивная этническая идентичность, в целом характеризующая все этнические группы, служит весомой предпосылкой интеграционных процессов в межэтническом взаимодействии, поэтому данный фактор можно назвать «Полиэтническое сотрудничество».

Второй фактор описывает 17,4% дисперсии и включает в себя все переменные, относящиеся к негативным проявлениям этнической идентичности, враждебным реакциям в отношении других этнических групп и интолерантности, в связи с чем данный фактор получил название «Негативизм»: этнонигилизм (0,823), этнофанатизм (0,785), этноизоляционизм (0,694), этноэгоизм (0,680).

Третий фактор описывает 12,6% дисперсии и включает в себя следующие переменные: этническая толерантность (0,844), готовность взаимодействовать все равно с кем по национальности (0,795), позитивное отношение к разнонациональным бракам (0,548). Данный фактор получил название «Толерантность».

Четвертый фактор описывает 7,2% дисперсии и включает следующие переменные: этническая индифферентность (0,760), осознание себя помощником в воспитании других детей (0,437). Первый компонент имеет положительный вес, а второй - отрицательный. Данный фактор получил название «Размытость и равнодушие».

Для определения групп учащихся школы со сходным уровнем выраженности социально-психологических детерминант полиэтнических взаимоотношений использовался кластерный анализ (K-Mean Cluster Analysis). Было выявлено четыре кластера, в которые вошли испытуемые со сходными психологическими особенностями:

В первый кластер вошло 47,3% испытуемых, которые характеризуются наибольшей выраженностью позитивной этнической идентичности в виде тенденции к релятивизму, но в то же время и наибольшей этнической индифферентностью. Они не придают большой значимости национальности, но в достаточной мере осознают то, что все культуры равны, но при этом их не очень сильно волнуют национальные и этнические проблемы, у них низкая потребность в этнической принадлежности (низкая этническая аффиляция) и приблизительно одинакового среднего уровня этническая толерантность и конфликтность.
Сюда вошла большая часть учеников 9 и 10 класса. Они готовы к взаимодействию, но только в том случае, если дети иной национальности сами проявляют инициативу. Можно сказать, что они не берут на себя национальных обязательств и не сильно дорожат традиционными национальными ценностями, чувствуют себя «гражданами мира».

Во второй кластер вошло 23,6% учащихся, которые дорожат национальной идентичностью, не отличаясь при этом слепой приверженностью ко всему национальному. Они демонстрируют уклонение от тесного взаимодействия, уверены, что общение гораздо желательнее среди своей национальной группы – люди, обладающие похожими особенностями, лучше понимают друг друга, такие отношения, с их точки зрения, менее конфликтны и сложны. Учащиеся не готовы общаться с представителями других национальных групп, они обладают предубеждениями к представителям других национальностей, демонстрируют тенденцию к подчинению, подавлению представителей других культур.

В третий кластер вошло 20% испытуемых, для которых характерно проявление общей этнической толерантности и неконфликтности, они обладают развитой этнической идентичностью, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным отношением к другим этническим группам. В этот кластер не попали ученики 9-10 классов, он образован большей частью только из учащихся 8 класса. Они демонстрируют активное принятие представителей других национальных групп. Учащиеся данной категории готовы взаимодействовать на любом уровне отношений (это может быть дружба, влюбленность или даже брак).

В четвертый кластер вошло 9,1% испытуемых, с явным преобладанием этноцентристских стереотипов, предубеждениями к представителям других этнических групп. Им свойственно проявление высокого уровня этнической аффиляции, которая сопровождается высоким конфликтным потенциалом и в ситуациях взаимодействия с представителями этнических культур вызывает высокую конфликтогенность межэтнических отношений. Это неадаптированные и интолерантные личности.

По результатам эмпирического исследования в третьей главе сделаны выводы: этнический потенциал проходит в своем развитии ряд этапов. У детей младшего школьного возраста этническое самосознание находится на стадии становления. Результаты исследования этнического потенциала родителей демонстрируют проявление позитивной этнической идентичности или идентичности по типу «нормы», у них выражена этническая интолерантность и размытость толерантных установок, в отношении к образовательному процессу между родителями разных национальностей выявлены существенные различия. Неравномерность развития этнического потенциала учащихся и их родителей подтверждает реальную потребность в специалистах образования с развитой полиэтнической компетентностью, которые были бы готовы и способны реализовывать на практике акмеологические программы развития полиэтнической компетентности.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "«Эмпирическое исследование становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования»"
  1. Основное содержание диссертации и результаты исследования автора
    исследования: информация, анализ, прогноз: Монография / Б.В. Асатрян, Т.П. Агафонова, Н.М. Бружкова и д.р. – Воронеж: ВГПУ, 2004. – 16,75п.л./0,75 п.л. 3. Плугина М.И. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития преподавателей высшей школы: Монография. – М. – Ставрополь: МГОПУ, 2004. – 12,9 п.л. 4. Плугина М.И. Факторы, сопутствующие образовательной деятельности
  2. Актуальность исследования
    исследования и развития этнического потенциала. 2. К числу перманентных проблем России как многонационального и полиэтнического государства относится проблема этнического сотрудничества и межэтнических конфликтов. В решении проблемы этнических отношений огромный ресурс заложен в образовательных программах целенаправленного развития полиэтнической компетеции как готовности и способности к
  3. Положения, выносимые на защиту
    исследования полиэтнической компетентности субъектов образования; 4) эмпирическое исследование уровня развития полиэтнической компетентности специалистов и студентов, будущих специалистов образования разных национальностей; 5) разработку и апробацию акмеологических программ, тренингов, учебной дисциплины, семинаров направленных на развитие полиэтнической компетентности субъектов образования; 6)
  4. Этапы теоретико - эмпирического исследования
    исследование этнических особенностей учащихся младшего, среднего и старшего звена обучения г.Пскова и Псковской области. Разработаны и адаптированы акмеологические программы «Этническая толерантность» для учащихся, родителей, студентов, специалистов образования. Разработана программа научно-практической площадки «Полиэтническая компетентность в начальной школе». Второй этап (2005-2007гг.) –
  5. «Разработка и внедрение акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования в рамках нового акмеологического направления – этноакмеологии образования»
    исследования полиэтнической компетентности субъектов образования и изучение на основе этого конструкта ее специфики. Для достижения поставленной цели автором анализируется понятие «полиэтническое образование» как категория акмеологического исследования, дается генезис данного понятия, рассматривается концептуальная взаимосвязь полиэтнического образования и этноакмеологии образования с другими
  6. «Сравнительное психолого-акмеологическое исследование особенностей становления и развития полиэтнической компетентности специалистов образования»
    исследования 16-факторным опросником Р.Кеттела личности педагогов представлены на рис.5 в виде усредненных значений. {foto7} Рис. 5. Профили личности педагогов (n=120) Можно констатировать, что педагоги Псковской области характеризуются средним уровнем общительности, достаточно «холодны» и подозрительны в отношениях с окружающими, у них обычно скептическое настроение, которое
  7. «Анализ результатов эмпирического исследования становления и развития полиэтнической компетентности студентов, будущих специалистов образования»
    исследована полиэтническая компетентность студентов, будущих специалистов образования полиэтнических регионов (России, Эстонии, Латвии и Республики Беларусь) с целью осуществления сравнительного анализа, выявления проблемных мест и определения психолого-акмеологических условий и средств развития полиэтнической компетентности, а также дальнейшей разработки программ психолого-акмеологического
  8. «Оптимизация акмеологического становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования»
    исследования разработаны и адаптированы научно-практическая площадка и акмеологические программы для всех субъектов образования. Научно-практическая площадка «Полиэтническая компетентность в начальной школе» (n=27) своей целью имеет: развитие у детей и педагогов представления о разнообразии этнокультур, развитие навыков сотрудничества и этнической толерантности; создание предпосылок
  9. Заключение
    исследование в целом подтвердило исходные гипотезы; все положения, выносимые на защиту, проверены и доказаны корреляционным, факторным и кластерным анализами. Полученные теоретико-методологические выводы и эмпирические результаты задают направления дальнейшей научной разработки акмеологической концепции развития полиэтнической компетентности, определяют перспективы их практического использования
  10. Основные положения и выводы диссертационного исследования
    исследования. 1998. № 2-3. С. 62-63 (0,1 п.л.) 18. Карабущенко Н.Б. (Корнеева Н.Б.) Социально-психологическая элитоло-гия Э. Фромма // Элитологические исследования. 1998. № 2-3. С. 169-170 (0,2 п.л.) 19. Карабущенко Н.Б. Проблема психологической дистанции в образовательном процессе высшей школы // Итоговая научная конференция АГПУ. Тезисы докладов. Психология. Социальная психология и

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011