<< Предыдушая Следующая >>

Дифференционно-интеграционный принцип развития

Продолжая традицию С.Л. Рубинштейна, утверждавшего, что исследование способностей должно быть слито с изучением развития способностей, методологическим основанием, определившим магистральное направление разработки концепции специальных способностей, выступил дифференционно-интеграционный принцип развития.

Идеи, изложенные в эволюционной теории Г. Спенсера (1879, 1886), обосновывающей всеобщность дифференционно-интеграционных законов развития, послужили основой для разработки психофизиологической теории умственного развития И.М. Сеченова (1879), логико-гносеологической теории развития знаний Н.О. Лосского (1917, 1991), психологической теории умственного развития ребенка H. Werner (1956, 1957), дифференционной теории перцептивного обучения и развития E. Gibson (1969, 1988). В работах H. Witkin, D.R. Goodenough (1977, 1982) понятие дифференциации рассматриваются как фундаментальная категория развития. В трудах Н.И. Чуприковой (1997, 2007) показано, что всякое развитие, где бы оно ни происходило, идет от состояний относительной глобальности и отсутствия или слабой дифференцированности к состояниям большей дифференцированности, расчлененности и иерархической интеграции.
Действие универсальных принципов развития – дифференциации и интеграции – отражено в философских учениях древности и средневековья; в эволюции абиотических и биотических систем, в русской философской мысли, в немецкой философии и социологии, в психоанализе, в гештальтпсихологии, в когнитивной психологии, психофизиологии и т.д.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований позволяет выделить существенные отношения/связи, описываемые дифференционно-интеграционным принципом развития: 1) между стадиями развития – в недрах предшествующих стадий формируются предпосылки следующих стадий, развитие которых осуществляется в определенной последовательности – от менее совершенных к более совершенным; 2) между историко-эволюционными процессами развития и ходом развития индивидуальных систем (К. Бэр; Э. Геккель, В. Штерн; Д.В. Рундквист, Н.Ф. Реймерс, Л.М. Веккер, Ю.И. Александров); 3) между частью и целым – ограничение числа и форм взаимодействия подсистем одного системного уровня определяет строго лимитированный закономерный ряд образований; целое ограничивает число степеней свободы своих частей, то же делают части целого по отношению друг к другу и к целому (Б.
Ф. Ломов, Н.Ф.Реймерс, Ю.И. Александров, И.О. Александров); 4) между внутренним субстратом развития и внешними условиями – любая саморазвивающаяся система состоит из двух рядов структур, один из которых сохраняет и закрепляет ее строение и функциональные особенности, а другой способствует видоизменению и даже саморазрушению системы с образованием новой функционально-морфологической специфики (Ю.И. Александров, И.О. Александров, Н.И. Чуприкова, Е.А. Сергиенко).

Эти отношения/связи характеризуются устойчивостью и с необходимостью вытекают из самой сущности развивающегося объекта. Действие принципа развития проявляется при условии развертывания в открытых саморазвивающихся системах процессов дифференциации и интеграции, причиной которой может быть неоднородность или неравновесность систем (Н.Ф. Реймерс, И. Пригожин, И. Стенгерс, И.О. Александров и др.).
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Дифференционно-интеграционный принцип развития"
  1. Практическая новизна и значимость исследования
    дифференционно-интеграционным принципом развития и представлением о ментальных структурах, складывающихся в процессе освоения этой предметной области. В ходе формирующего эксперимента получены данные, обогащающие научные представления о роли обучения в психическом развитии и открывающие новые возможности для разработки психологически обоснованных образовательных технологий и инструментария
  2. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    дифференционно-интеграционному принципу развития. В рамках данного направления способности определяются как мера соответствия индивидуально-психологических качеств субъекта определенной предметной области объективной реальности, то есть специальные способности выступают как функциональные свойства структур ментального опыта субъекта. В процессе онтогенетического развития происходит
  3. ВВЕДЕНИЕ
    дифференционно-интеграционной концепции специальных способностей. Теоретико-методологическую основу исследования составили системный, гносеологический, дифференционно-интеграционный, онтологический и субъектный подходы. Системный подход предполагает системный анализ специальных способностей как интегральных психических образований, в контексте целостности внутреннего мира человека (Б.Ф. Ломов,
  4. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
    дифференционно-интеграционного и онтологического подходов разработана дифференционно-интеграционная концепция специальных способностей. Ключевыми категориями этой концепции являются категории «способности», «дифференционно-интеграционный принцип развития», «структуры ментального опыта субъекта», «зрелость ментальных структур». Анализ данных категорий требует обращения к понятиям «система» и
  5. Закономерности становления понятийной системы химии в историко-культурном развитии науки
    дифференционно-интеграционному принципу. Таким образом, опираясь на эволюционный критерий, можно утвердительно говорить о существовании специальных химических способностей и ментальных структур, лежащих в их
  6. Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора
    дифференционно-интегративный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 320 с. Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК: 3. Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения химии в школе// Вопросы психологии. 2006. №2. С. 37-49. 4. Использование методики Е. Торренса для изучения способностей студентов-химиков// Известия Уральского государственного
  7. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
    интеграционная дисциплина и ничем другим, кроме как ежедневным самозабвенным трудом, ее не одолеешь. Нам бы очень не хотелось, чтобы бы из Вас, к нашему большому сожалению, выросли “средние” врачи без фантазии, сомнений, полета мысли и вдохновения, то есть по существу своему конформисты. Напомним Вам, что: “конформизм - приспособленченство, пассивное принятие существующего порядка вещей,
  8. Акмеологическая система развития аутопсихологической компетентности госслужащих
    интеграционных процессов, скрепляющих вновь образующиеся части в единое целое личности (процессы самоопределения, самореализации, самоактуализации). Возрастная динамика развития АК состоит в том, что каждый возраст можно характеризовать как специфический с точки зрения развития АК (самопознания, самопонимания, самооценки, саморазвития, самореализации). К возрастным критериям АК можно отнести
  9. Взаимозависимость процессов внутренней дифференциации и интеграции в развитии АК
    дифференционно-интеграционных закономерностей развития, включая развитие познавательной сферы человека. Суть идеи в представлении об исходной, первичной "примитивной целостности" начала всякого развития и ее последующей дифференциации. Вл.С.Соловьев выдвинул тезис о высшей "свободной" интеграции дифференцированных элементов целого как третьем заключительном моменте развития. А.А.Богданов
  10. Актуальность проблемы
    интеграционно-синтезирующего плана, смысла и характера, которой принадлежит особая роль в понимании и изучении человека, в осмыслении его жизненных возможностей, высших целей и смыслов жизни. Акмеология в ее сегодняшнем состоянии вытекает из системы философско-психологических воззрений на феномен жизни и человека в мире, из теоретико-методологического и практического изучения человека с

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011