<< Предыдушая Следующая >>

База исследования

Исследование проводилось в регионах России: г. Архангельск и Архангельская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, г. Смоленск и Смоленская область, Чувашия и Татарстан. На разных этапах исследования в нем приняли участие 1443 человека в возрасте от 8 до 83 лет.

Научная новизна диссертационного исследования: Впервые в психологической науке предпринята попытка комплексного исследования отношений между поколениями в современном российском обществе. На основе анализа отечественных и зарубежных подходов к проблеме отношений, с опорой на междисциплинарный подход в изучении отношений между поколениями, общие и специальные методологические принципы, с учетом анализа социокультурного контекста, программных документов авторитетных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Евразийское экономическое сообщество и др.) по проблемам МПО, сформулированы основные теоретические положения концептуальной модели межпоколенных отношений, которая содержит сущностную характеристику данного социально-психологического феномена, описание его структурно-иерархического содержания, позволившие определить перспективы в его изучении. Конкретизировано понятие «поколение», разработано определение понятия «межпоколенные отношения» в контексте психологии развития. Отношения между представителями разных поколений, людьми разного возраста, рассматриваются как главное условие развития личности человека, достижения акме.

Впервые представлен научно обоснованный авторский подход к дифференциации поколений в современном российском обществе: возраст, историческая эпоха, определяющая становление самосознания людей, социальная роль в семье. Введено в научный оборот и теоретически обосновано новое понятие «возраст поколения».


Разработан и апробирован методический инструментарий для диагностики МПО.

В работе впервые представлена комплексная научно обоснованная психологическая характеристика отношений между поколениями в современном российском обществе через описание знаний, представлений друг о друге представителей разных поколений (когнитивный компонент), гармоничности / дисгармоничности в отношениях (эмоциональный компонент), стилей взаимодействия (поведенческий компонент), ценностей (аксиологический компонент). Выявленные статистически значимые различия в характеристиках когнитивного, эмоционального, поведенческого, аксиологического компонентов подтверждают правильность разработанного подхода к дифференциации поколений.

Определены функции межпоколенных отношений: коммуникативная, образовательная, воспитательная, развивающая (передача духовных и культурных ценностей), адаптивная (проявлением которой является жизнестойкость). Доказано, что отношения между поколениями связаны с уровнем жизнестойкости человека, т.е. с его способностью активно и гибко действовать в стремительно меняющейся реальности российского общества (ситуации стресса и трудностей и его уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности) и личностными особенностями человека. Для каждого поколения определенная функция является ведущей и соответствует социальной роли, которое то или иное поколение выполняет в семье и обществе.

Доказано, что особенности развития (своеобразие) МПО определяются следующими факторами: микросоциум (семья) и макросоциум [условия и место проживания (село / город), принадлежность к определенному этносу]. В частности, в семье отношения между поколениями более эмоционально окрашены, чем в обществе.
Различия уровня жизнестойкости, ценностей у представителей разных этносов позволяют говорить о роли этнокультурного фактора в МПО. Различия в ценностях городских и сельских жителей свидетельствуют о том, что условия проживания также определяют специфику МПО.

Установлена согласованность поколений в определении важности различных типов ценностей. Выявлена поколенческая иерархия ценностей, которая соотносится с панкультурной иерархией ценностей, являющейся фактором успешного функционирования общества (Ш. Шварц). Согласно этой иерархии преобладающими являются ценности благожелательности (честность, лояльность, ответственность, снисходительность), самостоятельности (свобода, независимость, любознательность) и универсализма (социальная справедливость, равенство), также значимы ценности безопасности и конформизма. Наименьшую значимость имеют ценности трех типов: власти, традиционности и стимуляции. Соотнесенность поколенческой иерархии ценностей с панкультурной иерархией позволяет рассматривать МПО как важный фактор стабильности общества, поддержания его разумного баланса.

Психологическая характеристика отношений между представителями разных поколений позволяет прогнозировать развитие российского общества.

Разработаны и научно обоснованы образовательные, просветительские программы для представителей тех поколений, в отношениях между которыми выявлены проблемы. Результаты апробации и экспериментальной проверки разработанных программ доказали, что психологическое знание является фактором гармонизации МПО.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "База исследования"
  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    база исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту; указана научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. В первой главе «Современное высшее профессиональное образование как предмет психолого-акмеологического осмысления» представлены характеристика современного высшего профессионального образования и образовательный потенциал акмеологии.
  2. Методы исследования
    база исследования. Общее число обследованных составило 1800 человек. Основную выборку составляют руководители, медицинские работники, преподаватели вузов, учителя, юристы и др. (1200 человек). В рамках проведения сравнительных исследований в выборочную совокупность также включены предприниматели, студенты (в общей сложности более 600 человек). Эмпирические исследования развития
  3. Эмпирическая база исследования
    исследования составили 380 человек, из них: 187 - учителя московских школ, 159 - студенты, 34 - преподаватели педагогических вузов. Надежность и достоверность исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с
  4. Методы исследования
    база исследования определялась его планом и методической программой. Эмпирическая составляющая диссертационного исследования представлена двумя частями: эмпирической проверкой разработанной концептуальной модели на материале аграрных предпринимателей (пять серий) и формирующим экспериментом, направленным на проверку эффективности разработанной технологии, состоящим из двух этапов (трех серий). В
  5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
    база исследования, теоретико-методологические основания, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены сведения об апробации и внедрении результатов исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту. Главы первой части диссертации посвящены раскрытию сущности и психологического содержания ЛГПД, механизмам её формирования, теоретико-методологическим основаниям
  6. Эмпирическая база исследования
    исследования составили аспиранты, слушатели системы повышения квалификации, преподаватели высших учебных заведений г. Ставрополя (Северо-Кавказского государственного технического университета; Финансово-экономического института; Северо-Кавказского социального института, Ставропольского государственного педагогического института). В пилотажном исследовании приняли участие 334 преподавателя
  7. Положения, выносимые на защиту
    база исследования создавалась в период с 2002 по 2010 годы. Экспериментальные исследования осуществлялись в несколько этапов. Первый этап (2002 – 2004 гг.) – анализ психологической, акмеологической, педагогической, естественно-научной и медицинской литературы по проблеме исследования. Подбор методик изучения акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи. Проведение пилотажного
  8. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РЕДАКТОРЫ)
    база. Как бы ни углублялись фундаментальные медицинские знания (процесс, который наблюдается сейчас и будет происходить в дальнейшем), основная обязанность врача — забота о больном — остается неизменной. Редакторы первого издания «Основ внутренней медицины» Харрисона выразились настолько красноречиво, что их слова заслуживают повторения: «От врача ждут тактичности, сострадания и понимания,
  9. МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИЙ РИТМА СЕРДЦА
    база вынуждали его во все вопросы вникать самому. В 1997 году он почувствовал, что ему необходим отдых, так как появились непостоянные, не иррадиирующие боли в области сердца, головные боли, слабость, недомогание, плохой сон. До этого в течение последних 3-4 лет не часто /1-2 раза в месяц/, в основном после злоупотребления кофе, отмечал кратковременное чувство замирания сердца. Однако, поскольку
  10. Организация ветеринарной службы на границе и транспорте
    база для изоляции в необходимых случаях перевозимых или задержанных в приграничной зоне безнадзорных животных, возможность их кормления и водопоя. Для этого нужны соответствующие оборудованные помещения, склады, специальные изоляторы, крытые навесы и скотозагоны, пастбищные и луговые участки и мн. др. В распоряжении ПКВП должны быть транспортные средства (объезд закрепленной пограничной зоны),

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011