<< Предыдушая Следующая >>

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения, выдвигаемые в исследовании, и его результаты апробированы в следующих формах:

1. В выступлениях на методологическом семинаре Психологического института РАО, на заседаниях Диссертационного совета Тамбовского государственного университета, на расширенном заседании лаборатории психологии профессионального развития личности Психологического

института РАО, на заседаниях кафедры психологии и педагогики и методического совета Ульяновской ГСХА.

2. В выступлениях на совещаниях региональной Агропромышленной палаты и Министерства сельского хозяйства Ульяновской области;

3. В участии в международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях, международных конгрессах. В том числе: III Международная научно-практическая конференция «Теоретические и методологические проблемы современного образования (Москва 29-30 ноября 2010); Международная научно-практическая конференция «Учитель. Преподаватель. Тренер» (Москва, 6-9 июня 2010), Юбилейная конференция «125 лет Московскому психологическому обществу» (Москва, 26-28 марта 2010 года), Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические технологии развития потенциала личности» (Челябинск 15-20 декабря 2010); Международный психологический конгресс «Психологическое сопровождение национальных проектов: Ментальные барьеры и инновационные технологии развития общества в условиях социальной неопределенности» (Кострома 26-27 октября 2007 года), Международная научно-практическая конференция «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их разрешения (Ульяновск, 26-28 мая 2009 года), Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы аграрной науки и образования». (Ульяновск, 20-22 мая 2008), Международная конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2006 год), Всероссийская научно-практическая конференция «Аграрная наука и образование в реализации национального проекта «Развитие АПК» (Ульяновск, 22-24 ноября 2006 г), Международная научно-практическая конференция «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург 2005 год), Международная научно-практическая конференция «Проблема творческого развития личности в 21 веке» (Москва-Ульяновск, 12-14 мая 2004) года и др.;

4. В разработке содержания учебных и специальных курсов, читаемых в Ульяновском государственном университете и Ульяновской ГСХА («Пси

хология управления», «Психологическое обеспечение организационного развития», «Психология предпринимательства»), в Центре бизнес-образования (дисциплины программы MBА) и в программах повышения квалификации аппарата Минсельхоза Ульяновской области. Разработанная в рамках диссертационного исследования технология формирования ЛГПД внедрена в учебный процесс Ульяновской ГСХА, интегрирована в деятельность психологической службы академии, апробирована в рамках региональной программы «Подготовка управленческого резерва АПК», за участие в которой диссертант награжден Грамотой Губернатора Ульяновской области.

5. В издании учебно-методических разработок, используемых в учебном процессе и в работе психологической службы Ульяновской ГСХА;

6. В публикациях по теме исследования: издано 56 работ, в том числе 6 монографий, учебно-методические пособия, 15 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

7. Во Всероссийской Комплексной программе УрО РАО «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации» (2011-2015 гг.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концептуальная модель ЛГПД отражает взаимосвязь структуры, критериев, уровней и типов, детерминант ЛГПД как системного личностного образования, интегрирующего различные (когнитивные, мотивационные, аффективные и поведенческие) структуры личности, обеспечивающие эффективную включенность личности в предпринимательскую деятельность. Инвариантные составляющие модели отражают сущностные характеристики предпринимательства, в числе которых специфическая самодетерминация его субъекта, осуществляющего посредством предпринимательства свое стремление к самодостаточному распоряжению своей жизнью, трудом и обстоятельствами самореализации, а также особая форма его ответственности как единство ответственности субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности, а также ответственности социальной.


2. В инвариантной структуре ЛГПД выделяются: ориентационная,

операциональная и базовая подсистемы, последняя из которых определяет развитие и функционирование всей системы в целом:

• базовая подсистема образована взаимосвязями компонентов, составляющих психологический фундамент осознанного выбора предпринимательства как способа самодостаточного, независимого и ответственного распоряжения собственной жизнью, своим трудом и его результатами, обеспечивающего возможность самореализации личности. В том числе: созидательно-мотивационный компонент (мотивация творческого вклада в деятельность, мотивация достижения, интернальный локус контроля, толерантность к неопределенности и толерантность фрустрационная как готовность к конструктивному реагированию на трудности), субъектно-жизненный (жизненные цели, жизненная позиция и жизненная перспектива личности) и рефлексивно-проективный компонент (рефлексивная и прогностическая способности).

• ориентационная подсистема (предпринимательская направленность) образована взаимосвязями компонентов, интегрирующих личностные особенности, определяющие осознанное принятие/непринятие личностью предпринимательской деятельности и себя в ней. В том числе: компонент «самооценочный», стержень которого составляет Я-концепция личности как субъекта предпринимательской деятельности; «деятельностно-оценочный», включающий привлекательность для личности имманентных предпринимательской деятельности сторон и интерес к её содержанию; компонент «экономического самоопределения», основным содержанием которого выступают частные элементы самоопределения, отражающиеся в отношении личности к собственности, материальным благам и источникам их получения и т.п., «ценностно-регулятивный» компонент; «коммуникативно- мотивационный» и «созидательно-мотивационный» компоненты, последний из которых принадлежит одновременно двум подсистемам. Взаимосвязь «созидательно-мотивационного» компонента с другими компонентами ориентационной подсистемы является психологическим фундаментом принятия личностью предпринимательской деятельности как способа самоосуществления.

• операциональная подсистема включает «компетентностные»

компоненты, интегрирующие различные знания, умения, способности, необходимые для предпринимательской деятельности и развития её субъекта, а также «рефлексивно-проективный компонент», принадлежащий сразу двум подсистемам. Взаимосвязь «рефлексивно-проективного» компонента с другими компонентами операциональной подсистемы обеспечивает их развитие.

Системообразующим элементом ЛГПД выступает способ жизнедеятельности личности в сфере экономических отношений как активного творца и хозяина обстоятельств, ресурсов и результатов своего труда, профессионального развития и самореализации.

Интегральным критерием сформированности ЛГПД выступает сформированность основных её подсистем, отражаемая частными критериями (базовым, операциональным и ориентационным). На основе указанных критериев выделяются низкий, недостаточный, достаточный и высокий уровни ЛГПД и семь её типов, соответствующие разным уровням: «неприемлемый» (низкий уровень), «амбивалентный» и «некомпетентный» (недостаточный уровень), «ориентированный на самообеспечение» и «ориентированный на самореализацию» (достаточный уровень), «социально-ответственный» и «социально-продуктивный» (высокий уровень).

3. Интегральный механизм формирования ЛГПД реализуется через взаимосвязанные механизмы субъектно-экономической переориентации, самопринятия, самопроектирования и самоконструирования в предпринимательстве.

Механизм субъектно-экономической переориентации реализуется через рефлексию собственного способа жизнедеятельности в сфере экономических отношений как условия достижения жизненных целей и самореализации. Механизм самопринятия осуществляется через соотнесение рефлексируемых индивидуально-психологических особенностей со сформировавшимся образом предпринимательской деятельности и осознание возможности самоосуществления в ней. Механизм самопроектирования реализуется через личностно-смысловое встраивание предпринимательской деятельности в общий жизненный план студента. Механизм самоконструирования реализуется через

осознанное формирование у себя качеств, необходимых для эффективного предпринимательства на основе соотнесения актуального состояния собственных возможностей и ограничений с требованиями со стороны предпринимательской деятельности.


4. Необходимыми психолого-педагогическими условиями формирования ЛГПД студентов выступают развивающая образовательная среда вуза, ориентированная на развитие субъектности участников образовательного процесса, наличие целевой программы психологического сопровождения, интегрирование в учебный процесс психологических технологий, основанных на описанных выше концептуальных положениях и учитывающих специфику «стартового» состояния формируемого личностного образования у конкретной категории студентов, индивидуально-психологические особенности студентов

5. В качестве эффективного психолого-педагогического средства формирования ЛГПД студента в учебном процессе выступает технология, основным содержанием которой являются процессы, направленные на последовательное осознание собственного способа жизнедеятельности и профессионализации как условия достижения жизненных целей, рефлексия новых возможностей самоосуществления в предпринимательской деятельности, своих психологических особенностей и ограничений как субъекта предпринимательской деятельности. Представляя собой единство концептуальной, содержательной, критериально-оценочной и алгоритмической подсистем, психологическая технология обеспечивает позитивную динамику компонентов ЛГПД студентов в учебном процессе.

6. Разработанная и апробированная на материале аграрного образования технология базируется на эмпирическом подтверждении инвариантности концептуальной модели ЛГПД для аграрного предпринимательства: в констатирующем эксперименте выявлена связь эффективности хозяйственной деятельности предпринимателей-аграриев с констелляциями личностных особенностей, входящих в подсистемы ЛГПД, в том числе: толерантность к неопределенности, интернальность, мотивация достижения, мотивация творческого вклада (установки на инновации и креативность), ценностные ориентации,

интерес к содержанию предпринимательской деятельности и самоэффективность в предпринимательстве, привлекательность имманентных предпринимательской деятельности сторон и отсутствие амбивалентности в отношении к ней, рефлексивность и прогностическая способность, готовность к риску. В процессе факторизации данных выделены факторы, различающиеся по своей структуре в группах неэффективных и эффективных аграрных предпринимателей, причем в последнем случае структура факторов соотносима со структурой подсистем ЛГПД в концептуальной модели. Факторы-предикторы привлекательности для аграрного предпринимателя его деятельности и его самоэффективности в ней отличаются в группах эффективных и неэффективных предпринимателей.

7. Специфические для предпринимателей-аграриев корреляции привлекательности и эффективности их предпринимательской деятельности с особенностями мотивации аффилиации и нравственной составляющей их экономического самоопределения (страх отвержения в мотивации аффилиации агрария и склонность объяснять благосостояние людей их способностью нарушать нормы закона и морали отрицательно коррелируют с привлекательностью предпринимательской деятельности, с самооценкой способности к ней, с личностными переменными, входящими в компоненты базовой подсистемы ЛГПД) обусловлены историко-культурными особенностями становления аграрного предпринимательства в России и психологическим «контекстом» формирования личности и её экономического поведения на селе, которые в целом неблагоприятны для формирования ЛГПД студентов из села, прежде всего, её базовой подсистемы.

8. Позитивные результаты апробации технологии формирования ЛГПД в многолетнем формирующем эксперименте соответствуют критериям закономерности (повторяемости) и устойчивости во времени. Разработанная технология успешно интегрирована в реальный учебный процесс и в целевую программу психологический службы вуза. Технология формирования ЛГПД, основанная на описанных выше концептуальных положениях, интегрирована в образовательную деятельность консультативного

сопровождения АПК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух частей, семи глав, списка литературы (595 наименований работ отечественных и зарубежных авторов) и приложений.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "Апробация и внедрение результатов исследования"
  1. Методы исследования
    внедрение результатов исследования: результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии КГУ им. Н.А. Некрасова в 2008-2009 гг., на Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения» (2007), на XIV – XVI Международных конференциях студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов-2007, 2008, 2009» (г.
  2. Апробация и внедрение результатов исследования
    результаты исследования изложены в двух монографиях, учебных пособиях и 53 публикациях (статьи и материалы конференций, из них 13 статей в реферированных журналах). Структура диссертации. Работа включает введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и
  3. Апробация и внедрение результатов исследования
    результаты исследования обсуждались на 45 международных симпозиумах, конференциях и конгрессах, на 22 всероссийских научно-теоретических и практических конференциях, 41 республиканской и межвузовской конференции, в том числе в работе Азиатско-Тихоокеанского международного конгресса психологов (2002, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, Хабаровск, Токио, Сеул); международного конгресса "Социальная
  4. Апробация и внедрение результатов исследования
    результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов, кафедры психологии Международного независимого эко-лого-политологического университета, лаборатории истории и исторической психологии Института психологии Российской академии наук. Апробация работы также осуществлялась через
  5. Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
    внедрения в педагогический процесс инновационных технологий. 4. Выявлены стратегии преодоления учителями трудностей в становлении профессионализма. Конструктивные стратегии преодоления трудностей формируются на базе принятия ценностей самоактуализирующейся личности, развитой системы рефлексивных средств самопознания и самосовершенствования, стремления к профессиональному самоутверждению.
  6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
    апробации и внедрении результатов исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту. Главы первой части диссертации посвящены раскрытию сущности и психологического содержания ЛГПД, механизмам её формирования, теоретико-методологическим основаниям формирования ЛГПД студентов, главы второй части отражают результаты эмпирической проверки разработанных концептуальных положений и моделей
  7. Апробация и внедрение результатов исследования
    результаты исследования обсуждались на III Всероссийском съезде психологов (Москва, 2003); Международном симпозиуме (Кисловодск, 2005); Международных конференциях (Харьков, 1995; Ставрополь, 1999; Санкт-Петербург, 2003; Пенза, 2003; Балашов, 2004; Москва, 2004; Ставрополь, 2005; Кисловодск, 2006, Ставрополь, 2006; Кисловодск, 2007; Карачаевск, 2007; Армавир, 2007; Кисловодск, 2008; Ставрополь,
  8. Апробация и внедрение результатов исследования
    исследования представлены в монографиях, учебных пособиях, научных журналах и сборниках. Результаты исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях и семинарах: международные конференции: «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2006–2011 гг.); «Практическая психология: от фундаментальных исследований
  9. Апробация и внедрение результатов исследования
    внедрены в практику управленческой деятельности, а также использованы в курсах корпоративного обучения и экспертизе корпоративной безопасности, кадрового аудита в следующих организациях: Газпром Трансгаз Екатеринбург, Концерн «Калина», УГМК – Уралэлектромедь, Российские железные дороги, аэропорт Кольцово, Макси Групп и др. (2004-2010гг.). Соискатель является международным бизнес-тренером,
  10. КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ОСЛОЖНЕННОГО И НЕОСЛОЖНЕННОГО ТЕЧЕНИЯ
    внедрением в клиническую практику методов эрадикационной терапии (Мalfertheiner P. et al, 2002), применением мощных антисекреторных препаратов (блокаторов Н2-рецепторов гистамина и ингибиторов протонной помпы). Результатом такого успеха явилось снижение частоты ЯБ и смертности от нее в индустриально развитых странах (Singh G. et al, 2004). В России, к сожалению, показатели заболеваемости ЯБ не

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011