<< Предыдушая Следующая >>

«Анализ результатов эмпирического исследования становления и развития полиэтнической компетентности студентов, будущих специалистов образования»

В пятой главе была исследована полиэтническая компетентность студентов, будущих специалистов образования полиэтнических регионов (России, Эстонии, Латвии и Республики Беларусь) с целью осуществления сравнительного анализа, выявления проблемных мест и определения психолого-акмеологических условий и средств развития полиэтнической компетентности, а также дальнейшей разработки программ психолого-акмеологического сопровождения студентов в процессе обучения в вузе.

Для выявления индивидуально-психологических особенностей личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения проведено эмпирическое исследование по показателям личностного опросника FPI. Результаты проведенного исследования представлены в усредненном профиле личности (рис.11).

Профили личности студентов



Рис.11.

Профили личности студентов

(n=120)



Проведенное исследование демонстрирует, что у более половины обследованных студентов стран Балтии (68% Эстония и 53% Латвия) наблюдаются значительные трудности в развитии компетентности и адаптации к будущей профессии педагога, специфика которой предъявляет высокие требования к уровню терпимости и психического самоконтроля.

Профиль личности студентов Псковской области демонстрирует, что они менее, чем студенты стран Балтии, подвержены невротическим срывам, умеют сдерживать свою раздражительность, у них значительно меньшая вероятность возникновения депрессивного синдрома, они более эмоционально устойчивы, в большей степени, чем у остальных групп, выражена маскулинность.

На основе показателей реактивной агрессивности во взаимосвязи с проявлениями раздражительности по личностному опроснику FPI, можно определить такое характерологическое свойство, как толерантность, и результаты исследований показывают низкий уровень ее развития у студентов Эстонии, чуть лучше дела обстоят в Латвии, студентам Псковской области необходимо несколько снизить выраженное у них стремление к доминированию.

Студенты из Беларусии показывают умеренный уровень психопатизации, они более уравновешенные, выдержанные, спокойные, чем респонденты остальных групп выборки, хорошо контролируют свои эмоции и поведение, более интровертированы, обладают средней степенью общительности и несколько повышенной застенчивостью, что свидетельствует о некоторой скованности, следствием чего могут являться трудности в социальных контактах, при этом демонстрируют устойчивое стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.

Проведенный анализ указывает на то, что студенты из Беларуси имеют достаточный потенциал в плане подготовки к будущей профессии педагога в сфере психической саморегуляции, поскольку таким людям характерна свобода от конфликтов, удовлетворенность собой и своими успехами, готовность следовать нормам и требованиям, отсутствие внутренней напряженности. Однако студентам Беларуси требуется формирование коммуникативных умений педагогического общения, развитие социальной активности.

По результатам эмпирического исследования полиэтнической компетентности студентов можно сделать следующие выводы:

В ходе исследования выявлены уровневые характеристики полиэтнической компетентности будущих специалистов образования, которые отличаются разной степенью выраженности ее структурных компонентов.
По результатам анализа психодиагностики полиэтнической компетентности будущих специалистов образования можно сделать вывод, что она развита в средней степени. Сравнительный анализ полиэтнической компетентности студентов показал, что самый высокий уровень полиэтнической компетентности у студентов Латвии и Эстонии. Немного отстают в уровне развития полиэтнической компетентности студенты Республики Беларусь.



У студентов Псковской области зафиксирован самый низкий уровень развития полиэтнической компетентности среди остальных групп, что отражено на рис.12.

Развитие уровня полиэтнической компетентности студентов



Рис.12.

Развитие уровня полиэтнической компетентности

студентов



(n=120)



Корреляционный и факторный анализ позволил, с одной стороны, обнаружить у респондентов структурные образования в такой сложной системе, как полиэтническая компетентность будущего специалиста образования, с другой стороны, выявить внутренние, индивидуально-психологические факторы, степень выраженности которых может обеспечить развитие более высокого уровня полиэтнической компетентности. Анализ выявил взаимосвязи показателей как внутри индивидуально-личностного компонента полиэтнической компетентности (личностные свойства, толерантность сознания и типы этнической идентичности), так и составляющих индивидуально-личностного компонента с составляющими культурно-когнитивного и поведенческого компонентов (самооценка знаний и умений студентов, необходимых для работы с многонациональным коллективом, типы этнической идентичности, толерантность сознания, стили совладающего поведения и личностные свойства).

Результаты эмпирического исследования показали, что эффективное совладающее поведение студентов вуза в ситуациях полиэтнического взаимодействия может включать в себя проблемно-ориентированный стиль, адекватные проявления стиля, ориентированного на избегание, социальное отвлечение. При этом ведущая роль принадлежит проблемно-ориентированному копингу. Неэффективный копинг включает в себя эмоционально-ориентированный стиль.

Кластерный анализ эмпирических данных выявил пять психологических типов студентов с разным уровнем развития полиэтнической компетентности. Первый тип – «Неопытный в полиэтнической коммуникации» – студенты со средним уровнем полиэтнической компетентности, но не имеющие опыта и практических навыков полиэтнического общения, которые в основном нуждаются в развитии социально-психологической, аутопсихологической, акмеологической и специальной компетентности. Второй тип «Этнически толерантный» – студенты с высоким уровнем развития полиэтнической компетентности, но с необходимостью развития специальной компетентности. Третий тип «Ненастроенный на полиэтническую коммуникацию» – студенты с самым низким уровнем развития всех компонентов полиэтнической компетентности, в комплексном развитии которых они и нуждаются. Четвертый тип «Равнодушный» – студенты с нейтральным взглядом на национальные проблемы и средним уровнем развития полиэтнической компетентности, нуждающиеся в развитии индивидуально-личностного компонента полиэтнической компетентности, именно в сфере преодоления этнической индифферентности. Пятый тип «Проблемный» – студенты с низким уровнем развития полиэтнической компетентности, нуждающиеся в развитии эмоционально-волевой и дифференциально-психологической компетентностей.


Осуществлен сравнительный анализ уровня развития полиэтнической компетентности работающих специалистов образования и студентов вузов.

Результаты сравнения факторного анализа эмпирического исследования полиэтнической компетентности специалистов и студентов представлены на рис.13 и рис.14. Можно констатировать, что как для студентов, так и для педагогов первые три фактора («Полиэтническое взаимодействие», «Негативизм», «Этнокультурный мир») и последний фактор («Равнодушие») совпадают с различными нагрузками, однако надо отметить, что у студентов выделились дополнительные, противоречивые факторы такие как «Эмоциональная зрелость» и «Агрессивность», «Неуверенность в себе, дезадаптация» и «Адаптация». Фактор «Гуманизм» присущий специалистам, отсутствует у студентов. Факторный анализ у студентов выявил 8 факторов, а у педагогов 5 факторов, что является свидетельством личностной незрелости и низкого уровня развития полиэтнической компетентности студентов.

По результатам эмпирического исследования, описанного в пятой главе, сделаны выводы:

Анализ эмпирического исследования подтверждает положение о том, что полиэтническая компетентность является динамично развивающейся характеристикой, интегрирующей личностные качества и профессиональные компетенции, которая в будущем позволит осуществлять профессиональную деятельность на высокопродуктивном уровне.

Сравнительный анализ полиэтнической компетентности учителей-практиков и студентов как центральных субъектов полиэтнической образовательной среды Псковской области, Эстонии, Латвии и Республики Белорусь позволил выявить более низкий уровень развития ее компонентов у студентов по показателям толерантности сознания, этнической идентичности, гуманистических ценностей, а также самооценки знаний о работе с полиэтничным коллективом.

Показателями высокого уровня развития полиэтнической компетентности с учетом выделенных компонентов являются: толерантность сознания, этническая идентичность, этническое самосознание, этнокультура, эмоциональный интеллект, эмпатия, самооценка умения работать в многонациональном коллективе, коммуникативная толерантность, педагогический стиль общения. Они имеют наибольшее число внутрисистемных связей, являются базовыми, а соответственно, структурообразующими для деятельности субъекта полиэтнического общения. Таким образом, компоненты полиэтнической компетентности педагогов характеризуются взаимосвязанностью.



Результаты факторного анализа исследования полиэтнической компетентности студентов (n=120)



Рис.13.

Результаты факторного анализа исследования полиэтнической компетентности студентов (n=120)

.

Результаты факторного анализа исследования полиэтнической компетентности специалистов образования (n=120)



Рис.14.

Результаты факторного анализа исследования полиэтнической компетентности специалистов образования (n=120)





Эмпирически установлена связь толерантного сознания педагогов и этнической идентичности, этнокультуры, этнического самосознания и эмоционального интеллекта, а также этнического самосознания и умения работать в многонациональном коллективе.

Благодаря эмпирическому исследованию выявлена акмеологическая закономерность развития из осознания этнической принадлежности к социальным ценностям внешнего мира – общечеловеческой этнокультуре взаимоотношений.
<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "«Анализ результатов эмпирического исследования становления и развития полиэтнической компетентности студентов, будущих специалистов образования»"
  1. Основное содержание диссертации и результаты исследования автора
    результаты развивающего обучения специалистов в совершенствовании образования в средней и высших школах: Международная научно-практическая конференция. – Балашов, 2004. – 0,2 п.л. 81. Плугина М.И. Психологизация высшего образования: предпосылки и современное состояние // Гуманитарный анализ состояния и перспективы развития высшего образования в России: Материалы Всероссийской
  2. Актуальность исследования
    результата современного образования через развитие профессионализма личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Абдалина, А.А.Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, М.А. Манойлова, Е.В.Селезнева, В.Н. Софьина, Л.В. Темнова и др.) средствами этноакмеологии образования. Акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования включает
  3. Положения, выносимые на защиту
    результатов на расширение психолого-акмеологических знаний полиэтнической компетентности субъектов образования, развитие стратегий совладающего поведения у современной молодежи в полиэтническом взаимодействии: 1) разработана научно-практическая акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, ориентированная на профессиональное развитие
  4. Этапы теоретико - эмпирического исследования
    результатов и их интерпретация. Внедрение обобщенных результатов исследования, формирование научно-теоретической, методологической и методической базы для развития акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности, опирающейся на методы акмеологического развития, методы психолого-акмеологической диагностики, психокоррекции, сопровождения и профилактики. База
  5. «Разработка и внедрение акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования в рамках нового акмеологического направления – этноакмеологии образования»
    результатов конкретных научных исследований. Описана система полиэтнического образования, которая имеет своей целью - ускорение развития прогресса в образовательной сфере. Разработана методологическая основа авторской системы деятельности направленной на развитие субъектности в полиэтническом образовании. В основе разработки стратегии акмеологической концепции становления и развития
  6. «Эмпирическое исследование становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования»
    результатов которых описан в третьей, четвертой и пятой главах. Таблица 1. Методики исследования полиэтнической компетентности субъектов образования Третья глава посвящена подробному анализу результатов эмпирического исследования этнического потенциала учащихся и их родителей, анализу социального заказа, социальной потребности в специалистах с полиэтнической
  7. «Сравнительное психолого-акмеологическое исследование особенностей становления и развития полиэтнической компетентности специалистов образования»
    результатов психодиагностики полиэтнической компетентности специалистов образования полиэтнических регионов (России, Эстонии, Латвии и Республики Беларусь,), с целью выявления проблемных мест, разработки и апробации акмеологических программ повышения квалификации. Результаты исследования 16-факторным опросником Р.Кеттела личности педагогов представлены на рис.5 в виде усредненных значений.
  8. «Оптимизация акмеологического становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования»
    результатами: в наибольшей степени положительные изменения произошли в тенденции к этнорелятивизму, поскольку 24 ребенка (85,1%) (против 74% вначале эксперимента) по результатам демонстрируют позитивную этническую идентичность, связанную с признанием равенства и самоценности каждой этнической группы, а в поведенческом аспекте - проявляют этническую толерантность при взаимодействии друг с другом,
  9. Заключение
    результаты задают направления дальнейшей научной разработки акмеологической концепции развития полиэтнической компетентности, определяют перспективы их практического использования в профессиональном обучении будущих специалистов образования, профпереподготовке и повышении квалификации специалистов образования. 2. Исследование акмеологической концепции становления и развития полиэтнической
  10. БОЛЬШИЕ АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА
    результате патологического течения мозговых процессов, наряду с развитием в основном эмпирически установленных классификационных схем, позволило в настоящее время уверенно различать патологические колебания настроения от их нормальных колебаний и свойственных повседневной жизни изменений в эмоциональной сфере. По данным последних обзоров литературы, примерно 5—6% взрослого населения в XX в.

Медицинский портал "Медицина от А до Я" © 2011